Динамические процессы в малой группе

Социальная психология » Динамические процессы в малой группе

Страница 6

В реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же как и в его собственной деятельности, сочетание черт руководителя и лидера.

Среди современных представлений о составляющих стиля лидерства и руководства наиболее известен подход Фидлера, согласно которому стиль лидерства включает в себя психологические (личностная стилевая характеристика руководителя и наличная ситуация) и непсихологичсекие (эффективность деятельности руководителя, оценивается как продуктивность деятельности группы) составляющие. Эффективность лидера рассматривается как функция от:

- степени контроля в группе,

- ориентации лидера на решение задачи или межличностные отношения

- отношения к наименее предпочитаемому сотруднику (НПС).

Связь между личностно-стилевой ориентацией руководителя и его эффективностью носят вероятностный характер, будучи обусловлены степенью его контроля над ситуацией. При ориентации на задачу контроль за наименее предпочитаемым сотрудником низкий, а при ориентации на отношения он выше.

Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения — одна из важных функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения — особенно сложная функция. Тот факт, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные, отмечался неоднократно.

Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. На экспериментальном уровне эта проблема была изучена Левиным.

Известный американский социальный психолог К. Левин провел эксперименты и выявил следующие закономерности:

1. групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации;

2. если решение выдвигается в ходе групповой дискуссии, то его значение возрастает, т.к оно превращается в групповую норму. Уже сам факт дискуссии перестраивает структуру групповых отношений.

Среди методов проведения групповой дискуссии называют:

1. Брейнсторминг (Осборн): группа делится руководителем на 2 части - генераторов идей и критиков. На первом этапе генераторы высказывают все идеи, приходящие на ум. Здесь нет критики. На втором этапе критики отбирают хорошие идеи, рассматриват спорные и отбрасывают негодные. Таким образом, группа получает большой разброс решений.

2. Синектика (Гордон): 5-7- синекторов (человек, наиболее активно заявляющие свою позицию в группе) начинают дискуссию. Потом к ней присоединяются все остальные, но задача синекторов — наиболее четко сформулировать противоположные мнения, чтобы группа видела крайности. В ходе дискуссии крайности отбрасываются, и принимается решение, удовлетворяющее всех.

Феномен «Поляризации группы» заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение и всей массой членов группы.

Сдвиг к риску — явление при групповой дискуссии, характеризующееся повышением экстремальности принимаемых решений. В 1961 г. Дж. Стоунер показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. Во время его эксперимента члены групп сначала индивидуально выполняли задания, а затем проводили групповую дискуссию и решение принимали коллективно. Было выявлено, что во втором случае «рискованная» альтернатива выбиралась гораздо чаще.

Возможность совершенствования процесса принятия группового решения зависит от умения и навыка вести эффективную групповую дискуссию, что пытаются развивать при помощи социально-психологического тренинга.

Из трех основных форм социально-психологического тренинга — открытое общение, ролевая игра, групповая дискуссия — последняя является одной из самых развитых. Обучение групповой дискуссии предполагает не только обеспечение более эффективных групповых решений, но и изменение многих важных характеристик групповой структуры. Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. Производительность труда группы (или продуктивность) один из основных показателей эффективности. Другой, не менее важный показатель — это удовлетворенность членов группы трудом в группе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Рекомендуем посетить:

Процедура проведения опроса и обработки результатов
Методика исследования позволяет сравнительно быстро и эффективно определить уровень сформированности субъективного контроля как у одного, так одновременно и у нескольких человек. Каждый испытуемый должен быть обеспечен индивидуальным текс ...

Правосознание и ответственность личности
Право – это не только совокупность социальных норм, но также совокупность практических отношений, складывающихся в соответствии с этими нормами и относящихся к группе идеологических общественных отношений. Правовое регулирование базирует ...

Особенности младшего школьного возраста
На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новых образований личности. Младший школьный возраст играет особую роль в личност ...