Исследование психофизиологического состояния пожарных в период максимальных нагрузок

Психологические материалы » Сравнительный психологический анализ аффектогенного характера » Исследование психофизиологического состояния пожарных в период максимальных нагрузок

Страница 1

Парадоксальность аффективного реагирования состоит в том, что, протекая как примитивная, чуждая личности реакция, аффект по механизму своего развития вместе с тем имеет «максимально личностный, минимально опредмеченный характер»[13]. Именно поэтому психологический анализ личности – один из важнейших этапов анализа аффектогенности профессиональной деятельности пожарных. Основная его задача – дать научный контекст для оценки аффективной феноменологии, получить надежные объяснительные критерии особенностей развития, структуры, динамики и трансформации эмоциональных реакций.

Цель нашего исследования – рассмотреть особенности эмоционально-психологического состояния пожарных в период максимальных психологических и физических нагрузок на основании сенсомоторных реакций и особенностей выбора цветов.

Объект исследования – группа сотрудников ГПС г. Ростова-на-Дону из 200 человек. Возраст испытуемых колеблется в диапазоне от 22 до 37 лет. Образование – не ниже 10 классов. Испытуемые прошли предварительно ряд медицинских комиссий, подтверждающих их полную профессиональную пригодность.

Испытуемым было предложено заполнить предварительную анкету, выясняющую Ф.И.О., возраст испытуемого, опыт работы в пожарных частях. Ситуация эксперимента характеризовалась повышенным физическим и психологическим напряжением испытуемых.

Гипотеза исследования – зависимость поведения в состоянии повышенных нагрузок от возраста испытуемого, психологических характеристик его личности и его текущего психологического состояния.

Методический инструмент – исследования проводились по следующим методикам[14]:

· малый тест Люшера (включает в себя 8 цветных карточек: темно-синюю, зеленую, красную, желтую, коричневую, фиолетовую, серую и черную; которые испытуемому надо выбрать в порядке предпочтения);

На основании теста Люшера, учитывая отношение испытуемых к определенному цвету можно дать характеристику его психологического состояния. В основу берутся только два цвета, имеющие соответственно минимальные и максимальные разностные пороги, т.е. промежуточные цвета не учитываются.

· рефлексометрия и определение разностных порогов цветоразличения;

Рефлексометрия – определение времени сложной сенсомоторной реакции на зрительный раздражитель. Количество сигналов контрольно. серии предъявления – 30. Модальности сигналов: красный, синий, зеленый цвета при равной интенсивности стимулов (лампочки 12 Вт). Последовательность предъявления стимулов строго определена и одинакова во всех сериях эксперимента. Перед контрольной серией предъявлений производилось ознакомление испытуемых с правилами работы на приборе, и давалась предварительная серия предъявлений, (20–30 сигналов), необходимая для выработки соответствующих навыков. Во всех контрольных сериях испытуемые получали одинаковую инструкцию: работать с максимальной скоростью. Регистрировались на отдельных электронных миллисекундомерах величины латентного периода (ЛП) и моторного компонента (МК) реакции. Для каждого испытуемого и для групп с одинаковыми типами эмоциональности закономерности распределения величин МК и ЛП, а также их стандартные отклонения вычислялись на ЭВМ.

Определение разностных порогов цветоразличения проводились на анималоскопе АН-59.

Измерения проводились согласно инструкции к прибору. Оценка эмоциональных состояний по типу сдвига цветовой чувствительности производилась по методике Э.Т. Дорофеевой (1969). Согласно этой методике изменение чувствительности по трем основным цветам связано с изменением эмоционального состояния. Таким образом, получается шесть основных комбинаций соотношений величин порогов. Эта методика получена в результате обследования значительной выборки психически больных лиц с явно выраженными различными психопатологическими синдромами. Исследования, проведенные на здоровых испытуемых, позволили дополнить эту методику, объединив конкретные эмоции в группы по принципу их взаимосвязи с функциональными состояниями нервной системы.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Проблема толерантности и путей ее формирования.
Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandbe ...

Виды влияния
Согласно Сидоренко Е.В. [стр. 24, 20], психологические средства влияния могут быть вербальными, невербальными и паралингвистическими. Вербальные средства – слова, прежде всего их смысл, а также характер используемых слов, подбор выражений ...

Страх мужчины перед умной женщиной
Новое тысячелетие привнесло в нашу жизнь много нового: это и разнообразие продуктов питания – поужинать равиоли сегодня не проблема, были бы деньги, и результаты научно-технического прогресса, которые есть практически в каждом доме, и дем ...