Þ По содержанию деятельности:
1) вдохновитель («генератор идей», «мозговой центр»);
2) исполнитель (организует претворение идеи в жизнь, способен сплотить людей);
3) одновременно и вдохновитель, и исполнитель.
Þ По стилю руководства:
1)универсальный - лидер в любой обстановке;
2) ситуативный - лидер в конкретной деятельности.
Þ По внутриколлективным функциям (выделил Ф. Фидлер):
1) инструментальный - ориентирован на деловую сторону коллектива (его еще называют «целевым», так как организует работу, устанавливает стандарты, сосредотачивается на достижении целей);
2) эмоциональный («социальный») - способствует созданию благоприятного психологического климата, ориентирован на положительные отношения, сплачивание команды, улаживание конфликтов и оказание поддержки);
3) смешанный.
Þ По сфере взаимоотношений
1) формальный (официальный) - выбранный (например, староста, капитан);
2) неформальный (неофициальный) - обладает общепризнанным авторитетом;
3) формальный и неформальный одновременно.
Б. Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:
1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;
4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;
5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Лидер и руководитель призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты.
В области теоретического осмысления проблемы лидерства были предложены следующие концепции и теории.
За рубежом прежде была популярна «теория черт лидера» (К. Бэрд, Р. Стогдилл, Е. Богардус и др.), отражающая представление о лидере как носителе определенных качеств и умений. Она исходила из положений немецкой психологии конца XIX - начала XX века о врожденных качествах лидера. Но данная концепция не смогла привести более или менее стабильный перечень таких черт - характеристик лидера и найти серьезные научные подтверждения своих положений.
В начале 50-х годов возникает «теория лидерства как функции группы» (Г. Хомманс и др.), которая определяет лидера, как лицо, в наибольшей степени отвечающее социальным ожиданиям группы и наиболее последовательно придерживающееся ее норм и ценностей. Но здесь дан круг в определении, так как понятно, что раз он обладает высоким статусом и престижем в группе, значит, он соответствует ценностям этой группы.
На основе данной теории была разработана концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера (Р. Л. Кричевский), определяющая понятие «лидер» следующим образом: лидер - это тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности.
Рекомендуем посетить:
Теории классификации потребностей
Психологи, социологи и философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основой для классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворение ...
Принципы исследования психологи больших социальных
групп
Содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами. Малые группы и межличностное общение оказываются в роли посредни ...
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Проанализируем результаты экспериментов (рассмотреных в предыдущем пункте), проведенных в школах Москвы и Рязани с целью изучения влияния учебно-воспитательного процесса на самоактуализацию личности подростка.
Анализ результатов по шкал ...