Динамические процессы в малой группе

Социальная психология » Динамические процессы в малой группе

Страница 3

Начало системного изучения этого феномена приходится на начало 40-х годов XX века, когда Л. Фестингер впервые определил его как «результирующую всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней».

Вообще для западной психологии характерно объяснение этого явления как силы, которая обеспечивает постоянство удовлетворения человека от пребывания в группе. И искать эту силу нужно, прежде всего, в особенностях протекания коммуникативных актов внутри группы. Г. Хоманс утверждает, что чем больше частота взаимодействий между членами группы, тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности. С. Шахтер и Т. Ньюком связывают групповую сплоченность с привлекательностью.

Таким образом, групповая сплоченность характеризуется взаимной привязанностью членов группы, высоким уровнем их взаимной привлекательности и привлекательностью группы для них.

Главные переменные групповой сплоченности следующие:

1. мотивационная основа привлекательности группы;

2. побудительные свойства группы;

3. ожидание благоприятных последствий от членства в группе;

4. субъективный эталон привлекательности отношений.

Факторы сплоченности: сходство ориентаций и ценностей и пространственная близость.

А. В. Петровский для объяснения феномена групповой сплоченности предложил теорию деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. Согласно данной теории отношения в группе строятся на основе сходства ценностных ориентаций.

Исследования психологических процессов группового сплочения в современной социальной психологии идут по 3 основным направлениям (А. И. Донцов):

1) Изучение эмоциональных моментов межличностных отношений (сплоченность рассматривается как высокий уровень взаимной приемлемости членов группы). В качестве методического аппарата здесь используется социометрия.

1) Изучение когнитивно-оценочных аспектов внутригрупповой активности (В. В. Шпалинский, С. А. Будасси, Р. С. Вайсман, Ю. И. Морозов). Показатель сплоченности - степень сходства различных по характеру представлений, ориентаций, интересов членов группы.

А. И. Донцов предложил использование двух методических подходов для измерения групповой сплоченности - это измерение эмоциональной привлекательности членов группы (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа) и изучение эмоциональной оценки группы в целом.

Хотя продуктивные группы не всегда характеризуются высоким уровнем взаимных симпатий, Р. С. Немов и А. Г. Шестаков доказали, что межличностные взаимоотношения, опосредствованные содержанием деятельности (характеризующиеся целевым и мотивационным единством) в коллективах более высокого уровня развития оказались существенным фактором групповой эффективности в деятельности. В группах сравнительно низкого уровня развития деловые отношения могут подмениваться эмоционально-межличностными, что в свою очередь может препятствовать успешной совместной работе.

Таким образом, групповая сплоченность - важный показатель уровня развития группы. А. В. Петровский подчеркивает, что в группах низкого уровня развития нужно ожидать наибольших показаний психологической дистанции (проявления резкой противопоставленности людей, находящихся на разных ступенях иерархической лестницы), значительного расхождения ценностных ориентаций (то есть непонимание и непринятие других).

По определению, которое дает Г. М. Андреева: «лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи; он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи». Б. Д. Парыгин считает, что «лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной значимой ситуации для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» Д. Майерс определяет лидерство как процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

Существуют различные типы лидеров. Лидеров классифицируют следующим образом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Сравнительный анализ концепций психологического консультирования
Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям. Психологическая консультация призвана расширить границы самопознания человека, его способность воспринимать психический мир людей шире ...

Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы ...

Стиль руководства
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Жура ...