Живя в современном обществе, мы не можем обойтись без средств массовой информации. Даже если мы попытаемся оградить себя от них, у нас ничего не получится.
Средства массовой информации (СМИ) поглотили общество, вместо того чтобы более или менее точно отражать какие-то внешние события, они превратилось в реальность, с которой сравнивают окружающий мир. Мир, как его видят СМИ, стал для многих людей более реальным, чем сама жизнь.
Воздействие СМИ на общество – огромно и затрагивает всех людей. Это и послужило причиной выбора данной темы. А если учесть, что информационные технологии постоянно развиваются и направлены на привлечение все большей аудитории, то изучение такого внимания со стороны СМИ к обществу должно проводиться постоянно.
В зарубежной психологии вопросом воздействия средств массовой информации начали заниматься уже давно. Такие психологи как Альберт Бандура и Дженнингз Брайант в своих работах рассказывают о влиянии СМИ на общество и особенно на детей. В нашей же стране этому вопросу не уделено соответствующего внимания.
В современном мире человек ежедневно получает множество медиасообщений. Интерес к медиавоздействию, так же как и к свидетельствам этого воздействия, возник вместе с массовой коммуникацией. Людям никогда не было безразлично то, как СМИ воздействуют на них самих и особенно на их детей. Общественность всегда была озабочена негативным воздействием определенного сообщения или систем сообщений именно это является проблемой которую необходимо решать.
Объектом нашего исследования являются средства массовой информации, представленные в основном телевидением, интернетом и т.д.
Предметом исследования было выбрано воздействие средств массовой информации.
Целью нашей работы является изучение влияния средств массовой информации на проявление агрессии у детей.
Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким. Однако, как считают некоторые детские психоаналитики, эти утверждения бездоказательны.
Такое большое количество насилия и негативной информации в СМИ заставляет задуматься о последствиях воздействия такой информации на детскую психику.
В современном обществе телевизор заменил детям живое общение. У родителей появилась прекрасная возможность переложить часть забот по развлечению и воспитанию детей на телевизор. Но если задуматься над влиянием СМИ на наших детей, то сразу всплывут как положительные, так и отрицательные факторы этого влияния.
С одной стороны телевидение расширяет кругозор, позволяет узнать много нового и интересного (а детям интересно все новое), но с другой стороны телевидение не направлено непосредственно на детскую аудиторию, а если и направлено, то не всегда с благими намерениями (реклама). СМИ направлены в основном на достижение прибыли и дети являются еще одним рычагом получить ее с платежеспособного человека.
Но, что касается негативного влияния СМИ и на последствия этого влияния? Дети как зеркало, они познают мир на примере кого-то другого, этим примером и становится для них телевидение, а насилие и постоянное волнение, передаваемое СМИ переносится на поступки и действия наших детей. Доказательствам этого негативного воздействия и будет посвящена наша работа.
Задачами нашего исследования являются:
изучение направлений воздействия средств массовой информации и видов воздействия;
изучение воздействия СМИ непосредственно на детей;
изучение влияния СМИ на проявление агрессивности у детей;
подготовка программы экспериментального исследования, подборка анкет и тестов;
составление рекомендации для родителей и педагогов по контролю и регуляции процесса воздействия современных СМИ.
Для решения поставленных целей и задач в первую очередь была изучена теоретическая литература по данной теме, в частности были изучены работы таких авторов как: Ричард Харрис, Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон.
В работе были представлены материалы непосредственно по самому воздействию СМИ на общество в целом и на детей в частности. Также было проведено исследование, в которое входили такие методики как: беседа, анкетирование и наблюдение. В тоже время работа не ограничилась исследованием только детей. Была так же проведена работа с родителями детей. Только благодаря помощи родителей и воспитателей получилось провести наше экспериментальное исследование.
Работа состоит из 3 глав, первая глава посвящена воздействию средств массовой информации на общество, вторая непосредственно воздействию СМИ на детей и на проявление агрессии, а третья глава представляет собой экспериментальное исследование воздействия СМИ на проявление агрессии у детей.
Экспериментальное исследование проходило в центре детского развития № 121. В исследовании принимали участие дети подготовительной группы, а так же их родители и воспитатели.
По окончанию исследования было подготовлено заключение и сделаны рекомендации родителям.
- Направления воздействия средств массовой информации
- Виды воздействия средств массовой информации
- Особенности воздействия средств массовой информации на детей
- Агрессия как форма проявления влияния средств массовой информации
- Заключение
Рекомендуем посетить:
Стресс как явление. Основные понятия
Понятию стресса можно дать несколько определений:
1) Стресс – нажим, давление, напряжение (англ.).
2) Стресс – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также ...
Заключение.
Конфликт – продукт социально-психологического взаимодействия. Внутри любого сообщества людей неизбежно возникновение соревнования и соперничества между ее членами. Различные виды борьбы создают конфликтные ситуации, обостряющие противореч ...
Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах
Д.Н. Узнадзе
Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознател ...