На протяжении научного поиска в сфере медиавоздействия в ходе многих исследований обнаруживались свидетельства того, что просмотр жестоких фильмов и других телепередач ведет к проявлениям насилия. Как со взрослыми, так и с детьми проводились многочисленные экспериментальные исследования. Сенсационный характер преступлений-копий привлекает внимание прессы и электронных СМИ, поэтому общественности известно множество подобных случаев.
Миллионы телезрителей, которые смотрят те же самые фильмы и другие передачи, не испытывают побуждения к имитации увиденных актов насилия. Это позволяет сделать вывод о том, что совершение или не совершение телезрителями преступлений-копий обуславливается другими факторами, такими как характер человека, душевное состояние, уравновешенность и обстоятельства личной жизни. Социологи пытаются зафиксировать более тонкое воздействие масс-медиа, которое можно выявить с помощью строго контролируемых экспериментов, участие в которых не будет иметь негативных последствий.
Все усилия ученых сосредоточены на нескольких основных вопросах, относящихся к медианасилию. Целью многих исследований является измерение объема медиавоздействия в разных средствах массовой информации. Что еще более важно, в ходе этих исследований изучается подверженность зрителей телевизионному насилию и делается попытка ответить на трудный вопрос: "Какое воздействие оказывает медианасилие на потребителей массовой информации?"
При изучении воздействия медианасилия применялись различные методы исследования. При проведении научных работ, посвященных данной проблеме, было выявлено шесть основных методов исследования. К ним относятся: лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, корреляционное исследование, лонгитюдное исследование, естественный эксперимент и экспериментальное вмешательство.
Анализируя воздействие медианасилия, ученым, прежде всего, следует четко определиться с содержанием этого понятия. Для определения объема медианасилия используется метод контент-анализа. С его помощью кодируется каждая сцена медианасилия.
Контент-анализ показал, что телепрограммы лучшего эфирного времени, в том числе не художественные, содержат большой объем сцен насилия. Контент-анализ предоставляет систему кодирования и описания содержания телепередач; но не предполагает анализа зрительского восприятия сцен насилия. Изучение контекста предполагает анализ ситуации, в рамках которой совершается акт насилия.
Исследования показали, что контекстуальные характеристики являются основным фактором, определяющим степень воздействия медианасилия на зрителей.
Мета-анализ, в ходе которого для определения общих признаков медиавоздействия и тенденций научного поиска сводятся и изучаются данные различных исследований, предполагает использование статистических методов. Применение мета-анализа позволило последовательно доказать наличие причинно-следственной связи между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением. Основные проявления этого воздействия — имитирующее поведение и страх.
Самыми распространенными видами медиовоздеиствия являются: воздействие сексуально - откровенного медиасодержания, воздействие новостей, воздействие рекламы, воздействие развлекательной медиапродукции.
Независимо от вида СМИ — будь то телевидение, кино, компакт-диски, видео - клипы, реклама или что-либо другое — на потребителей медиаинформации ежедневно обрушивается поток сообщений и изображений сексуального характера. Диапазон этой информации очень широк — от игривых намеков до сексуально откровенных материалов различной степени, что подразумевает изображение в СМИ индивидов, вовлеченных в различного вида сексуальную активность. Сексуально откровенные материалы в электронных и печатных СМИ имеют большое значение вследствие их предполагаемой связи с такими серьезными социальными проблемами, как высокий процент беременности несовершеннолетних и распространение заболеваний, передающихся половым путем, в частности СПИДа.
В последние десятилетия исследователи изучают массовую долю и степень откровенности сексуально ориентированной информации в СМИ. Многие из этих исследований представляют собой контент-анализ, объектом, которого являются различные виды сексуально откровенных медиаматериалов, доступных для детей и подростков, порножурналы и, самое главное, телепрограммы эфирного телевидения. В печатных изданиях такие материалы можно увидеть достаточно часто, как например в "Playboy" или в газете "Спид-инфо". В музыкальных клипах такое встречается вообще сплошь и рядом, в каждом втором клипе можно увидеть такие сексуально провоцирующие действия, как объятия, поцелуи, возбуждающие танцевальные движения, сексуальный стиль одежды. Видеопродукцию откровенного содержания можно увидеть в свободной продаже, далеко не секрет что порнографию можно приобрести у так называемых "видео-пиратов". Да на телевидении в дневное время мы практически не видим сцен сексуального содержания, потому как такие передачи идут в вечернее время, но днем мы можем наблюдать анонсы и информирующую рекламу данных программ.
Рекомендуем посетить:
Роль ииндивидуально-психологических особенности учащихся в процессе
освоения будущей профессиональной деятельности.
Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить подростку. Не всякая деятельность и не любая задача вызывает у него сильную мотивацию. Наиболее сильное стремление к достижениям возника ...
Виды способностей
Платонов утверждал, что способности не самостоятельная, расположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями – в том, что характер проявляется во всех вида ...
Динамические процессы в малой группе
Главной задачей социально- психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения:
· необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия р ...