Агрессия как форма проявления влияния средств массовой информации

Психологические материалы » Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации » Агрессия как форма проявления влияния средств массовой информации

Страница 1

В последнее время на экране стало появляться все больше видео и телепрограмм с сюжетами насилия это вызывает острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране делают ребенка более агрессивными и жестокими.

Спор о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, показываемые на экране, отрицательное воздействие на детей идет до сих пор.

По статистике в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час показа приходится в среднем около восьми актов физической и девяти актов вербальной агрессии, поэтому даже ребенок, проводящий у телевизора всего лишь два часа, видит за день свыше 17 актов агрессии. Поэтому данная тема представляет собой большой интерес для психологии и обладает высокой социальной значимостью для общества .

Некоторые ученые считают, что в фильмах ребенок бессознательно реализует определенные свои потребности, чему во многом способствуют образы героев. Поэтому чрезмерное увлечение видео и телевидением возникает только у тех детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности, и не могут решить их в реальной жизни.

В теории социального научения, существуют противоположные данные, которые говорят о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, а, наоборот, к возбуждению агрессии.

Это мнение основывается на том, что зритель очень часто совершает те же самые действия, что и лицо, за которым он наблюдает. В частности говорится , что простое ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности больше интересуются видео насилием, а мало агрессивные, просматривают такие фильмы и не обращают на них пристального внимания.

Помимо того, дети из семей, использующих различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Как правило, дети, которые чаще подвергаются наказаниям, больше смотрят телевизионные передачи, а в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие и в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию.

В этой области психологи проводили различные исследования. А.Бандурой были проведены первые исследования, посвященные влиянию телевизионных образов насилия на человеческое поведение.

В этих экспериментах принимали участие дети дошкольного возраста. Им демонстрировались короткометражные фильмы, в которых взрослый весьма враждебным способом обращался с большой куклой. После просмотра сцен детям предлагалось поиграть, кто во что хочет, в течение определенного времени (10–20 мин.), а экспериментатор в это время внимательно следил за детьми, фиксируя их поведение. Как оказалось - часть детей копировали поведение актера, т.е. воспроизводили акты насилия. Эти эксперименты вскоре после их проведения были подвергнуты критике со стороны ученых–социологов и представителей телеиндустрии, подставивших под сомнение их целесообразность и верность интерпретации их результатов. Было отмечено, во-первых, дети в данных экспериментах вели себя агрессивно по отношению к надувной кукле, а не по отношению к человеку. Поэтому не ясно, можно ли продемонстрированное поведение однозначно считать агрессией – потому что никому не было причинено реального вреда. Во-вторых, материал, по нескольким существенным параметрам отличался от обычного кино - и телепродукции. По этим причинам, утверждалось, что результаты экспериментов, поставленных А.Бандурой, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены насилия, показываемые в теле– и кинофильмах, способны приводить к возникновению агрессии .

Вследствие таких выводов несколько исследователей начали планировать и проводить эксперименты, преследовавшие три главные цели . Во-первых, экспериментаторы старались сделать условия, максимально приближенные к реальности. Во-вторых, участникам показывали более реалистичные сцены насилия. И, в - третьих, исследователи постарались избавиться от присущего ранним экспериментам точного сходства между обстоятельствами в наблюдаемых эпизодах насилия и условиями потенциального проявления агрессии. Например, проводился такой лабораторный эксперимент: детям разных возрастных групп (5 -6 и 8 -9 лет) один из двух коротких отрывков реально существующих телепередач. Детям из первой группы демонстрировали в течение 3 с половиной минут отрывки из криминального сериала, популярного в США в начале 1960-хгодов. В этом фрагменте демонстрировались погоня, две драки, две перестрелки и один эпизод с использованием ножа. Вторая группа, в соответствии с другими экспериментальными условиями, смотрела в течение того же времени отрывок из спортивной передачи, в котором дети наблюдали интересные соревнования в беге с барьерами. Отрывок приковывал внимание так же, как и предъявляемые сцены, испытуемым первой группы, поэтому все различия в дальнейшем поведении двух групп нельзя было объяснять только разным уровнем эмоционального возбуждения.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Внешняя и внутренняя толерантность. Интолерантность
Толерантность как результат развития и саморазвития – собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида, общества). В связи с этим выделяются два вида толерантности: внешня ...

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не по внешним обстоятельствам, а в большей мере по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, он продолжа ...

Конформность как акцентуация характера
Эксперименты Эша дали большое количество новой информации о конформном поведении и открыли дорогу для многих более поздних исследований. Картина конформной акцентуации в характерологических исследованиях вырисовывалась очень постепенно. Е ...