Планирование логопедических занятий по форме может быть календарно-тематическим, с указанием лексических тем, задач и сроков, преспективно-тематическим, где предусматривается деление учебного материала на периоды, ежедневное планирование занятий учитывает содержание конкретного занятия, индивидуального планирования, с учетом занятий проводимых конкретно в данный день логопедом (фронтального, индивидуального и подгруппового)
Типы планирования логопедических (фронтальных) занятий
Планирование 1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:
а) занятия по формированию словарного запаса;
б) занятия по формированию грамматического строя.
Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.
Планирование 2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.
Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Планирование 3. Занятия по развитию связной речи.
Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному высказыванию.
На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.
Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение.
Планирование Индивидуальных логопедических занятий.
Важным является учет специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии (алалия, дизартрия, ринолалия и др.).
Те или иные проявления системного речевого нарушения имеют различную динамику преодоления и в связи с этим различную выраженность на разных этапах коррекционного обучения. Определить наиболее оптимальные сроки для их преодоления (а иногда и предупреждения), а также последовательность в их устранении - одно из необходимых условий эффективности индивидуальных занятий.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс. подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.
Существенной особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях.
Подлежащий изучению и отработке фонетический материал распределяется по периодам обучения в соответствии с программой.
Важным стимулом для эффективного устранения недостатков произношения отдельных звуков является для детей возможность быстрее включиться в групповые занятия, проводимые в соответствии с программными требованиями.
В настоящее время имеется несколько подходов к представлению о норме.
Статистическая норма определяется как уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и пр. Главной сложностью использования статистической нормы в оценке развития ребенка в нашей стране является то, что это требует поистине гигантских исследований, большого количества соответствующих учреждений, научно-исследовательских институтов и пр. Подобные исследования необходимо проводить систематически (раз в два-пять лет), что в настоящий момент делается только в отдельных регионах и для отдельных групп детского населения (этнических, социальных, географических).
Рекомендуем посетить:
Особенности социально-психологического тренинга
По мнению А.С. Прутченкова [26] социально-психологический тренинг - это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы; это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются, вопросы развития ...
Страх мужчины перед умной женщиной
Новое тысячелетие привнесло в нашу жизнь много нового: это и разнообразие продуктов питания – поужинать равиоли сегодня не проблема, были бы деньги, и результаты научно-технического прогресса, которые есть практически в каждом доме, и дем ...
Определение потребностей.
Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем – либо. Потребности разделяются на два класса: биологические и информационные.
Биологические потребности являются быстр ...