Физиологические теории эмоций

Страница 1

Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, - создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872 году он сформулировал три принципа выражения эмоций: 1) принцип полезных ассоциированных привычек (полезные, то есть удовлетворяющие определенные потребности, действия могут воспроизводиться по привычке или ассоциации при сходном возбуждении); 2) принцип антитезиса (при возбуждении состояния, прямо противоположного исходно полезному, появляется непроизвольное стремление к прямо противоположному действию); 3) принцип порождения действий свойствами нервной системы (предполагается прямое действие нервной системы на выражение эмоций, независимо от воли и, до известной степени, от привычки).

Основное внимание Дарвина было направлено на изменение эмоций в процессе филогенеза (в основном при переходе от высших животных к человеку), который понимался им как процесс эволюции в результате естественного отбора. Он пытался объяснить биологическое происхождение экспрессивных движений при различных эмоциях, что ему не очень хорошо удавалось, особенно для выражения печали, тревоги, смущения, стыда, возмущения и т.д. Будучи честным исследователем, он признается в этой неудаче, отмечая у человека чисто человеческий характер большинства эмоциональных явлений, не имеющих аналогов в животном мире. В то же время он отмечает большую биологическую значимость эмоций у животных, что связывается им с ролью эмоций в обеспечении необходимых для выживания действий. Так, например, потение кистей верхних конечностей у приматов облегчает им передвижение по ветвям деревьев при появлении хищника.

Начиная с конца XIX века создаются более общие представления о природе эмоций или теории, которые можно классифицировать на основании того, претендуют ли они на объяснение природы эмоций, а если да, то какие вопросы ими ставят при этом во главу угла.

На начальном этапе становления психологии эмоций представления об эмоциональных явлениях даже не претендуют на объяснение природы эмоций, они лишь пытаются описать специфику этих явлений: работы Теодюля Рибо, Вильгельма Вундта и Теодора Липпса не создали общих теорий, но внесли свой вклад в развитие понимания отдельных явлений или аспектов эмоциональной сферы. Рибо вводит понятие «эмоциональная память» и рассматривает эмоции сквозь призму патологии, что приводит его выделению двигательного состояния или стремления как первичного эмоционального элемента. Вундт описывает трехмерную, или трехкомпонентную, модель эмоционального процесса (возбуждение -успокоение, удовольствие - неудовольствие, напряжение - разрешение) и предлагает конкретный путь эмпирического изучения, ставший на многие годы образцом для подражания. В дальнейшем создаются более общие теории, которые можно весьма условно классифицировать в зависимости от им о главного вопроса, на который данная теория стремиться дать ответ.

Первая группа теорий пытается, прежде всего, ответить на вопрос: «Что порождает и/или определяет то или иное качественно своеобразное эмоциональное явление?» Эту группу можно условно обозначить как детерминистские теории, ибо в центре их внимания — механизм возникновения тех или иных эмоциональных явлений.

Вторая группа теорий пытается ответить на вопрос: «Что делают или выражают эмоциональные явления?» Ее можно обозначить как группу функциональных теорий, ибо в центре их внимания - механизм воздействия тех или иных эмоциональных явлений на сознание, поведение и организм человека, а также на процессы социального взаимодействия; то есть эта группа теорий направлена на описание функций эмоциональных явлений.

Третья группа теорий пытается ответить на вопрос: «Из каких "первоэлементов" состоит эмоциональная сфера?» Тем самым исследователи пытаются обнаружить наиболее универсальные для человеческой психики «первичные», или «базовые», эмоции. Эти теории можно обозначить как теории базовых эмоций.

Легко обнаружить, что все эти подходы отталкивались от идей Дарвина, поскольку его интересовала и роль эмоций в приспособлении к условиям жизни, и характер порождения эмоционального выражения, и основные виды этого выражения. Недаром ряд современных теорий эмоций непосредственно или опосредованно опирается на его идеи.

Страницы: 1 2

Рекомендуем посетить:

Правовая социализация и правопослушное поведение
Особое влияние на нормативное поведение и нормативные решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность, как правило, характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-цен ...

Мотивация учебной деятельности студентов
Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Все же можно отмет ...

Роль ииндивидуально-психологических особенности учащихся в процессе освоения будущей профессиональной деятельности.
Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить подростку. Не всякая деятельность и не любая задача вызывает у него сильную мотивацию. Наиболее сильное стремление к достижениям возника ...