Законы и закономерности обучения.

Сознательное и бессознательное » Законы и закономерности обучения.

Страница 1

Закономерности - это устойчивые, существенные повторяющиеся в определенных условиях взаимосвязи. Закономерности в образовании определяются как законы при условиях:

а) четкое, объективно устанавливается связь в обучении;

б) полностью исследованы формы, виды, характер связей;

в) устанавливаются предлог действия этих связей

Законы закономерности в обучении главные компоненты научной теории обучения.

Исторические закономерности в обучении:

а) в первобытном общественном строе накапливались практические знания, опыт по обучению подрастающего поколения; обучение шло через практику (закон)

б) в античном мире – делаются, попытки обобщать практикуобучения. (Платон, Аристотель, Квинтилион) в виде свода рекомендаций. Сократ об учителе - помочь родителям, его мысли в головах учеников.

в) в средние века – развивалась педагогическая мысль в монашеской жизни, в уставах, мистицизме, схолостики. В XIII в педагогика рассматривалась как прикладное естествознанию и подчинялось законам биологии. Я.А. Коменский и Дж. Локк педагогику определили в 3-х понятиях: общественно-историческом, естественно историческом, психологическом

Американский ученый педагог Торндайк вывел 5 основных законов педагогики:

1. закон взаимосвязанности,

2. закон тренировки,

3. закон интенсивности,

4. закон ассимиляции,

5. закон результативности

С.Т. Шацкий вывел следующую закономерность, что ученик в учебе чем больше тратит силы, тем больше он приобретает. Ум и чувства должны быть в лад. Интеллект и социально-эмоциональная сфера должны помогать друг другу.

В настоящее время классификация закономерностей обучения.

В центре учебно-воспитательный процесс на уроке. Его обеспечивают компоненты: дидактический, психологический, кибернетический, организационный, социологический, гносеологический.

Процесс обучения - система компонентов, отражающие разные споры целостного процесса.

Основные понятия: законы и закономерности в обучении, компоненты учебно-воспитательного процесса. История развития закономерностей в обучении.

Межпредметные связи: олигофренопедагогика, дефектология, философия, история.

Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий.

К числу общедидактических принципов обучения относятся следующие:

1. направленность обучения - определяется комплексным решением задач образования, воспитания в духе социалистической сознательности и всестороннего развития личности;

2. тесная связь с жизнью - характеризуется выходом в практику социалистического строительства;

3. систематичность, последовательность, преемственность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими, повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа учебного заведения к другому;

4. доступность обучения - определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых, необходимостью организации процесса учения слушателей в “зоне их ближайшего умственного развития”, когда уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим;

5. наглядность обучения - обеспечивается включением в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления и т. п.;

6. оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных методов обучения - зависит от условий обучения, уровня подготовки обучаемых и педагогического мастерства преподавателя;

7. рациональное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм обучения - достигается умелым чередованием коллективной учебно-воспитательной работы (сразу со всей группой обучаемых) и непосредственного воздействия на одного из обучаемых;

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Сравнительный анализ личностной зрелости детей из интерната и из семьи
Я-копцепция - идентичность формируются у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем, как показывают специальные психологические исследования, у воспитанников детских учреждений этот процесс протекает иначе, чем у семейных детей. О ...

Феномен агрессии. Роль агрессии в обществе
Многозначность слова “агрессия” всегда вызывало и вызывает большую путаницу в литературе. Эта путаница находит своё отражение прежде всего в словарных дефинициях. Таким образом в данном словарном определении отражено наиболее общее поним ...

Структура личности и механизмы психологической защиты
Для понимания того, что же есть личность, недостаточно указания на ее социальное происхождение. Важно понимать, что личность – это своеобразное интегрирующее начало, которое придает ее поведению необходимую последовательность и устойчивос ...