Законы и закономерности обучения.

Сознательное и бессознательное » Законы и закономерности обучения.

Страница 3

Любое традиционное классическое мышление как рациональное мышление поражено установками европоцентризма и эволюционного снобизма, согласно которым тот, кто был до нас, - примитивнее, проще.

По-иному подходит к этой проблеме Выготский: «Они не проще, они не примитивнее», - говорит он. В работе Л. С. Выготского, А. Р. Лурии «Этюды по истории поведения» подзаголовок «Обезьяна Примитив. Ребенок», четко показывает, что эти миры не выше или ниже. Они - другие. Они - иные.

Именно Выготский предлагает идею иных логик. Отсюда сам стиль мышления Выготского, столь близкий по сути дела и Фрейду, и Марку Блоку. Я имею в виду «Школу аналов», французскую историческую школу. Это миропоэтический стиль мышления, который никак не говорит «Убейте рациональное мышление». Логика Выготского, как это показывает и Брунер, по отношению к Пиаже другая. Мы не отбрасываем идеалы рациональности, мы снимаем эти идеалы. И в данной ситуации я хотел бы подчеркнуть, что именно неклассическая психология Выготского, прямо связанная со стилем мышления Бора, Эйнштейна и других, подходит к невероятно различным критическим моментам современных парадоксов и проблем.

Что же это за парадоксы? Один из парадоксов, с которым работает неклассическая психология, называется «парадокс системности». Он стоит в следующем Человек выступает как элемент системы. Как быть, когда элемент входит в систему, но в ряде случаев система входит в элемент. Бывают случаи, когда тот или иной элемент - часть системы, но парадоксальность заключается в том, что сама система вмещается в элемент. Этот парадокс многим казался неразрешимым. Возможный выход из этого мы ищем на путях анализа неклассического мышления, идя вслед за Выготским. Возникает заманчивая аналогия между личностью и той микроскопической частицей, которую известный физик академик Марков назвал «фридмоном». Суть идеи фридмона в том, что элемент -микроскопическая единица - может вмещать в себя, несмотря на малые размеры, целые галактики. Что происходит при этом? Элемент, когда в нем свертываются иные миры, меняет размерность этих измерений и, по сути, начинает наделяться большим числом измерений, чем трехмерное пространство и одномерное время.

Отсюда, от этой логики, неклассической логики, я перехожу к работам Выготского по вращиванию. Иногда интериоризацию понимают примитивно - как переход из внешнего во внутреннее. Нет, никогда об этом не шла речь в работах Выготского. Он четко показывает именно переходы, трансформации миров. В своих работах он показывает, как социальный мир свертывается, меняет размерность, обладает хронотопом, превращаясь во внутренние иные миры. Например, Выготский всегда в «Мышлении и речи» говорит о переходе от сукцессивного к симультанному - это уникальный переход от последовательного к одновременному.

Когда мы переходим от речи к мысли, вот этот прыжок в иное пространство - это как трансгалактический переход. При этом меняется размерность. Мы от последовательной логики переходим к симультанным мирам. Отсюда мышление сегодняшнего века - это мышление смысловыми пространствами, семантическими в широком смысле слова пространствами и мышление полями. Это логика и Выготского, и Курта Левина.

Второй ход об этом же свертывании как появлении иных реальностей. Вспомните, как Выготский говорит о слипании значений. Ход через агглютинации. И здесь опять уникальная вещь, которой мы не помним. Мы часто повторяем «Мойдодыр» (мой-до-дыр) и «Айболит» (ай-болит) и не замечаем, как за этими словами проступает совершенно иное измерение реальности. Вспомните гениальную вещь человека, с которым, увы, мне пришлось прощаться в эту пятницу - Бориса Владимировича Заходера. Его герой называется «Щасвирнус». И все в мире Винни-Пуха делалось таинственным Щасвирнусом. Вот эта агглютинация, это слипание четко выделялась Выготским как один из механизмов свертывания, изменения пространственной реальности. Его пример с Дон Кихотом, с поэмой «Мертвые души» Гоголя демонстрирует, как упаковываются значения и вырастают иные миры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Основные свойства и качества личности
Психологические сферы определяют основные (базовые) свойства личности. К числу их чаще всего относят: направленность, способности, подготовленность (опыт) и темперамент личности. Разберем эти свойства подробнее. 1) Направленность личнос ...

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
По стилю отношений между родителями и детьми в семье различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание. И.С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы как прав ...

Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии
Бурное развитие социально-психологических исследований в значительной мере стимулировано практическими запросами, которые требуют достаточно быстрых решений. Это наложило свою специфику на становление самой научной дисциплины: в социально ...