Законы и закономерности обучения.

Сознательное и бессознательное » Законы и закономерности обучения.

Страница 5

Одной из последних работ этого десятилетия дано очень любопытное название «Введение в Выготского». Это наши английские коллеги написали эту работу. Одни заголовки этого исследования - «Введение в миры Выготского», - показывают, как мысль неклассической психологии вращается вокруг Выготского. Назову некоторые из них: «От внешнего мира к внутренней речи», «Бахтин. Выготский. Интериоризации языка», «Практика, личность и социальный мир».

Выготский говорил об интериоризации. Сегодня куда важнее экстероризация. Интерсубъективность, о которой тоже писал Выготский. Как появляются интерсубъективные реальности, как появляются смысловые миры? Эта напряженная логика мысли сегодня должна быть пройдена, исследована. Не от мира, в который погружается субъект, а как я вбрасываю свою личность в мир, как я меняю пути развития, как я миру даю иные логики. Откуда вырастает мир как особая смысловая реальность?

И еще одна работа, в которой говорится о социальной памяти в советском мышлении. С позиции Выготского анализируются взаимоотношения формальной и неформальной памяти в учебниках по истории СССР разных периодов и показывается, как меняется эта память, как натратив входит во все эти вещи. Я не случайно сейчас именно штрихами хочу наметить этот подход неклассической психологии, как Выготского сегодня. Хотим ли мы этого или не хотим, критикуем ли мы Выготского или не критикуем, это живительное пространство развития.

Дорогие коллеги, один из замечательных исследователей Павел Флоренский обронил слова, что культура есть среда, растящая личность. Культура Выготского есть среда, растящая личности и в мире, и в этом зале. И то, что здесь, в институте, который раньше был институтом Шанявского, по всем законам неслучайных совпадений возникает институт психологии имени Л. С. Выготского - это не случайность. Это совершенно другое. За этим стоит то, что когда мы прорываемся в культуре, мы так или иначе погружаемся в иные семантики, иные миры мышления. И эти миры, за которые мы ответственны, которые мы понесем дальше, меняют разум уже не ушедшего двадцатого века, а наступающего на нас со всеми волнениями, страстями, со всеми любвями, из которых одна из самых важных - любовь к Льву Выготскому, в нашем двадцать первом столетии.

Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он первым применил исторический принцип в область детской психологии. "До сих пор, - писал Л. С. Выготский, еще многие склонны в ложном свете представлять идею исторической психологии. Они отождествляют историю с прошлым. Изучать нечто исторически означает для них изучать непременно тот или иной из фактов прошлого. Это наивное понимание видеть непроходимую грань между изучением историческим и изучением наличных форм. Между тем, историческое изучение просто означает применение категории развития в исследованию явлений. Изучать исторически что-либо - значит изучать в движении. Это и есть основное требование диалектического метода".

Страницы: 1 2 3 4 5 

Рекомендуем посетить:

Патологические формы девиантного поведения: классификация, характеристика нарушений
Патологические формы девиантного поведения – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно–психических ...

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
По стилю отношений между родителями и детьми в семье различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание. И.С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы как прав ...

Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников
По Закону РФ « Об образовании» все дети, независимо от их подготовки, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения. В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья первоклассников, создания оптимальных у ...