Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и / или степень незрелости может быть также различной.
Классификация ЗПР.
В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.
В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:
1. задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм);
2. задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери);
3. задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка);
4. задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).
К детям с нарушением зрения относятся слепые дети с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу.
Слабовидящие дети со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу при возможности очковой коррекции.
Дети с косоглазием и амблиопией.
У детей с нарушением зрения возможно проведение коррекционных мероприятий в различных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При этом важно учитывать ведущий вид деятельности в рамках которого осуществляется наиболее адекватное развитие детей дошкольного возраста.
Младенческий возраст - непосредственное эмоциональное общение.
Ранний возраст - это предметно-манипулятивная деятельность
Дошкольный возраст - игровая деят-ть.
Учитывая, что при обучении и воспитании детей с нарушениями зрения необходим комплексный подход, важно говорить о всех видах деятельности данной категории детей - это трудовая деят., изобразительная, художественно - эстетическая деят., познавательная, физическая деят.
Игра - в игре дети с нарушениями зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников и взрослых людей, практическое овладение нормами и правилами поведения и приобщаются к жизни окружающих взрослых. (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические и театральные)
Программой дошкольных учреждений предусмотрено проведение специальных пропедевтических (предупреждающие) индивид. И групповых занятий по обучению игре. Основной задачей является формирование действий с предметами и игрушками. Специальные наблюдения за деятельностью взрослых, занятия по принятию роли, проигрывание отдельных ролевых ситуаций и объединению их в единый сюжет. В игре дети учатся отображать жизнь взрослых, что помогает им утвердиться среди сверстников. Трудовая деятельность - играет большую роль в формировании у детей навыков самообслуживания. Поэтому в дошкольных учреждениях важно проводить систематическую работу по воспитанию самостоятельности(развитие навыков самообслуживания: одевание, раздевание, культурно-гигиенические навыки) для успешной социализации детей используется ручной труд, труд в природе и хозяйственно-бытовой труд. Учитывая тяжесть зрительной патологии рекомендуется постоянное проговаривать все действия и отрабатывать их на практике. Познавательная деятельность. В процессе познавательной деятельности формируется представление о предметах окружающей действительности, навыки зрительной пространственной ориентации, проводится работа по развитию речи детей. Познавательная деятельность организуется не только на специальных занятиях (разв. речи, ознакомл. с окр. миром, формирование элементарных математическими представлениями), но и в повседневной деятельности, что способствует социальной адаптации детей. Художественно-эстетическая деятельность. (ИЗО, лепка, аппликация, рисование) которые способствуют формированию у детей реальных образов окружающего мира. Музыкальная деятельность - формируется слуховое восприятие у детей, развивается музыкальная восприимчивость - всё это способствует преодолению отрицательных восприятий обусловленных нарушением зрения, при этом используется игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические упражнения и слушание музыки. Физическая деятельность, здесь проводится работа по охране и укреплению здоровья детей, преодолении недостатков физического развития. Физические виды деятельности позволяют решить ряд специальных коррекционных задач:
Рекомендуем посетить:
Заключение.
Происходящие изменения в жизни общества и системе образования обозначили проблему поиска путей и условий повышения общественной активности личности студента в процессе обучения в вузе. Особое место в воспитательной работе со студентами тр ...
Методики диагностики конфликтов.
Проведенный нами анализ литературы позволил сделать вывод, что конкретные методики, изучающие конфликт как таковой, отсутствуют или их достаточно мало. Найденные нами методики затрагивают в той или иной степени конфликтные ситуации, однак ...
Влияние снижения слуха на психическое развитие ребенка
Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводит к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, в обще ...