Этапы индивидуального кризиса

Страница 3

При кумулятивном эффекте и истощении биопсихического потенциала шоковый эффект может индуцироваться мгновенной «последней каплей». При истощающем кризисе человек сначала эффективно справляется с серией отдельных или связанных со стрессом событий, следующих одно за другим. Но в конце концов сопротивление ослабевает, и человек может дойти до точки, когда уже не имеет достаточных сил и ресурсов – внешних и внутренних – для того, чтобы справиться с кумулятивным эффектом последующих ударов. В такой ситуации состояние острого кризиса неизбежно.

При шоковой интенсивности внезапный катаклизм в материаль­ной, социальной или духовной структурах личности может вызвать сильную эмоциональную реакцию, которая подавляет адаптивные механизмы индиви­да. Поскольку событие происходит неожиданно и человек обычно не имеет времени подготовиться к страшному удару, он может впасть в эмоциональный шок и «чахнет». Шоковая интенсивность всегда связа­на с воздействием кризиса на важные ядерные конструкты личности – образ Я, интегративный статус, экзистенциальные ценности.

Из шоковой зоны всего четыре выхода:

· позитивная дезинтеграция с переходом па качественно новый уровень целостности сознания и личности;

· сумасшествие с различным возможным содержанием;

· негативная дезинтеграция с потерей социальных коммуникаций, жизненности и возврати в комфортную зону с минимальным уров­нем витальности;

· смерть.

При позитивной дезинтеграции смерть Эго воспринимается не как исчезновение с его метафизическим страхом небытия, а качественное преобразование, уход от привычного восприятия мира, чувства общей неадекватности, необходимости сверхконтроля и доминирования. Смерть Эго – это процесс самоотречения. Данная форма раскрывается через переоценку всех ценностей, изменение целей жизни. На этой стадии многое из того, что казалось ценным, таковым больше не явля­ется. Многие важные смыслы исчезают, и человек может с ними расстаться.

Кризис – это смерть прежней идентичности, уже не соответствую­щей задачам текущего этапа личностного развития. И в смерти воз­рождается новая ткань жизненности. Старый образ себя должен уме­реть, а из его пепла – прорасти и раскрыться новая индивидуальность, более соответствующая эволюционной, материальной, социальной и духовной цели.

В новом, принятом качестве возникает чувство духовного освобож­дения, спасения и искупленности. Человек воспринимает глубинный смысл свободы как состояния. Содержание этого этапа связано с не­посредственным рождением новой личности. На этой стадии процесс борьбы за новые качества подходит к концу. Движение по передрягам кризиса достигает кульминации, и за пиком боли, страдания и агрес­сивного напряжения следует катарсис, облегчение и наполнение жиз­ни новыми смыслами.

Одновременно нужно иметь в виду, что фаза смерти и возрождения является не только стадией психобиологической или социально-психологической эволюции человека, но и реальным переживанием эволюции. Этот этап кроме индивидуальных, личностных переживаний имеет выраженное архетипическое, мифологическое, мистическое содержание, отличается отчетливо нуминозным характером и связан с глубокими экзистенциальными инсайтами, которые открывают всеобъемлющее единство за миром разделенности.

г) Урок

Фаза урока требует от личности дисциплины. Для нее очень существенен конструктивный опыт. За смертью и возрождением важен поиск новых целей, стратегий жизни, новых ценностей. Их нахождение часто становится прорывом, который круто меняет восприятие мира. Это могут быть новые социальные проекты, прозрения, касающиеся экзистенциальных смыслов существо­вания, понимание своего места в обществе и своей миссии. В духовном пространстве это может выражаться в просветлении, освобож­дении, единении с Богом или в чувстве необычной легкости, ясности и простоты жизни. В период осознания и прояснения перспектив в но­вом качестве люди особенно чувствительны к помощи. Привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, и человек становится более открытым для внешних влияний.

По мере приобретения опыта кризиса в этой фазе у человека появляются новые механизмы разрешения конфликта и развиваются новые способы адаптации, которые помогут ему в будущем эффективнее справляться с такой же или подобной ситуацией.

Главным уроком кризиса является состояние равного отношения ко всем и ко всему — глубинное выражение фактуальности жизни. Человек ни за что не хватается и ни­чего не считает своим, у него ничего нет и в то же время есть все. В нем самом все есть: все состояния, все идеи, все реакции – и он ничем не является. Он встал над полем человеческих переживаний и уже из этой точки имеет возможность входить в любую форму, в любое переживание, в любое состояние, в любое отношение, в любой контакт с реальностью.

Одновременно это состояние, когда главным остается служение другим людям и человек полностью проявлен в своей духовной потенции. Он свободен от отождествлений, желания быть кем-то и чем-то, но урок мудрости, полученный из кризиса, делает его проводником высших ценностей человеческого существования – любви, милосер­дия, сострадания, понимания, сопереживания. Именно кризис выяв­ляет сущностное понимание гуманизма как признания самоценности личности человека, его права на свободу, счастье, развитие и проявле­ние своих способностей. Урок кризиса в высших проявлениях является уроком добродетели – священной обязанности служения каждому че­ловеку на жизненном пути.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Пути преодоления агрессивного поведения и его профилактика
Тактика психотерапевтических воздействий строится в зависимости от природы агрессивного поведения ребёнка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действи ...

Признаки профессионального "выгорания". Способы диагностики
Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз: 1. Предупреждающая фаза – чрезмерное участие (активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с ра ...

Концепция Э. Эриксона
Эриксон относится к числу тех последователей Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. В своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределеннос ...