Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника к школе

Психологические материалы » Социальная адаптация детей дошкольного возраста к школе » Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника к школе

Страница 1

Начало обучения 6-летних и подготовка к нему связаны с необходимостью учета ряда важных психологических закономерностей развития детей этого возраста. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими «дошкольными» способами их удовлетворения. По мнению А.Л. Венгер[8], интеллектуальная сфера ребенка не только в определенной мере уже готова к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется и на личностную сферу.

В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.

Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и начинает стремиться к ней.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность к нравственно-психологическим нормам и правилам поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Говоря словами Л.С. Выготского, в этот период осуществляется переход от учения по его собственной программе к учению по программе, заданной взрослыми. Можно сказать, что в этот период возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.

Сензитивность этого периода четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если мы упустим момент, запоздаем с обучением грамоте, ее усвоение будет проходить с большими трудностями.

Из сказанного можно заключить, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей. И важная роль здесь принадлежит семье. Именно поэтому данный вопрос будет рассматриваться более подробно ниже в моей работе.

Необходимо, чтобы ребенок пошел в школу физически развитым, крепким, здоровым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от его физической готовности к ней, здоровья.

В настоящее время ребенку – первокласснику необходима выносливость-важнейшая физическая способность, которая теснейшим образом связана с работоспособностью, качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Выносливость необходима ребенку, чтобы овладеть программой, предусмотренной для первоклассников в школе.

Специальные исследования показывают[9], что положительное влияние на физическую работоспособность детей этого возраста, обучающихся в школе, оказывает увеличение самопроизвольной двигательной активности и целенаправленное, с акцентом на точность выполнения движений, развитие у детей двигательных навыков во время ежедневного проведения динамических пауз на свежем воздухе, обучение плаванию в бассейне, проведение утренней гимнастики.

Однако, очевидным является то, что одной физической готовности для успешного обучения в школе явно мало. Необходима готовность ребенка к изменению своего социального положения. Этот процесс адаптации, или привыкания, подчиняется особым психологическим закономерностям, которые очень важно учитывать при работе с первоклассниками.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.

С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: чтобы адаптироваться, необходимо приложить специальные усилия.

Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Педагогу надо помочь детям адаптироваться в новых социальных условиях. Но адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам - к новым для них воспитанникам, а родителям - к своему ребенку, который теперь стал школьником.

Страницы: 1 2

Рекомендуем посетить:

Формирование адекватных семейно-брачных представлений юношей и девушек
Готовность к семейной жизни – важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Предварить эту проблему необходимо еще ...

Типы адаптированности личности к браку.
Комбинация способностей, вернее и точнее, степень их развитости и наличия дает возможность выделить определенные типы личностей: 1) Высокоадаптированные; 2) Среднеадаптированные; 3) Низкоадаптированные; 4) Дезадаптированные. Высокоад ...

Психологические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст. Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного сог ...