Творческая активность как часть общественной.

Страница 1

Одной из главных характеристик возрастной категории студенчества является наивысшая социальная активность, которая проявляется, прежде всего, в творчестве, поэтому целесообразним будет разобрать и понятие творчества, и определить особенности творчества в студенческом возрасте.

Понятие "творчество" дается в словаре "Психология" - "Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукты, отвечающие новизной, оригинальностью, уникальностью.

Творчество составляет сущность деятельности человека. Творчество человека есть еще одна из форм развития мира, его особо важная форма развитая, осуществляемая через человеческую деятельность.

Природа творческой активности основывается на инициативе, для которой иной раз в реальной жизни достаточно сложно выявить мотив. На основе изучения природы психической активности отмечается, что в психологии еще не анализировалась структура общей способности личности к развитию, но, имеющиеся работы позволили выделить по меньшей мере три входящие в нее частные способности:

Первая - способность удерживать, сохранять все позитивное своей истории, аккумулировать результаты развития.

Вторая - способность актуализировать потенциальное содержание своего сознания, включать его в актуальные связи, обладать сензитивностью к непреднамеренным, случайным, стихийно возможным результатам прошлой деятельности.

Третья - способность создавать нечто новое и в мире, и в себе, расширяя при этом сферу потенциального".

Рассмотрение основных подходов к изучению личности, позволяющих раскрыть факторы, оказывающие влияние на формирование и становление творческой личности сегодня позволяет сделать вывод о личностной опосредованности их проявления творческого человека посредством достижения высокого уровня активности, необходимости ее реализации, диалогичности. При этом особая роль отводится таким личностным параметрам, как самооценка, система значений и смысла деятельности, ответственности перед собой и обществом за результаты деятельности, способности к принятию позиций другого человека, коммуникативности деятельности.

Можно выделить наиболее характерные "фазы творческого процесса" присущие творческой деятельности. В наиболее обобщенном виде фазы творческого процесса включают в себя:

- первая фаза (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи);

- вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи);

- третья фаза (переход бессознательного в сознание) - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла);

- четвертая фаза (сознательная работа) развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Представляется интересным и предложенный Я.А.Пономаревым системно-структурный подход к исследованию психологического механизма творческой деятельности.

Структурно-уровневый подход характеризует развитие внутреннего плана действий по этапам:

- первый, характеризуется полной неспособностью ребенка действовать " в уме" (во внутреннем плане). Дети способны решать задачи только во внешнем плане, манипулируя непосредственно вещами. В основе регуляции действий лежат непосредственные образы ситуации. Оценка действий эмоциональна;

- второй, характеризуется тем, что задачи также решаются во внешнем плане, путем манипулирования вещами. Попытки действия "в уме" приводят к "утере" задачи. Манипулирование происходит без осмысленного замысла. Контроль действий осуществляется вещами, оценка эмоциональна;

третий этап позволяет ребенку решать задачи манипуляцией представлениями вещей. Происходит расчленение продукта и процесса действия. Слово приобретает качественно другую функцию, оно становится не сигналом к действию, а несет в себе зародыши готовой программы. Расширяется сфера стимуляции, т.к. появляются познавательные потребности и целеполагания, хотя функцию контроля все еще выполняют вещи, а в самостоятельной оценке доминируют эмоции;

- четвертый этап характерен также манипуляцией представлениями предметов. В итоге проб и ошибок ребенок приходит к решению, которое он кладет в основу плана действий. Реализуя план, он уже соотносит результаты с условиями задачи. Действия подвергаются оценке, опирающейся на логические правила. Эмоциональная оценка при этом стирается.

Страницы: 1 2

Рекомендуем посетить:

Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников
Термин «прокрастинация» является относительно новым для отечественной психологии. Громоздкая калька с английского «procrastination» пока что звучит непривычно, однако феноменология, обозначаемая этим словом, знакома каждому. Подготовка к ...

Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса
К. Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что термин «сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание собственных переживаний — в противоположность тому, что пребы ...

Гендерный стереотип, его виды и функции
Понятие и классификация гендерных стереотипов. То, что гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожидани ...