Заключение

Страница 2

Условиями проявления вербальной агрессии, подозрительности и обиды является игнорирование со стороны матери потребностей подростка, особенно в эмоциональном контакте, общении с ней, в ее любви, на фоне потворствующей или доминирующей гиперпротекции, которая возникает, как правило, при нарушениях супружеских отношений и может быть следствием возникшего страха перед нарастающей самостоятельностью ребенка. Все способствует возникновению ощущения у подростка отсутствия эмоциональной близости с матерью, требования к нему матери, с одной стороны, кажутся непомерными, не соответствующими его возможностям, с другой стороны, мать стремиться игнорировать его взросление, обращаясь с ним как с ребенком. Все это обижает подростка, проявляется в недоверии и осторожности и выливается в вербальной агрессии.

Гиперпротекция, прямо или опосредованно присутствующая в выявленных факторах, и потворствование являются несомненным условием формирования подростковой агрессии; физической и вербальной, обиды, раздражения, подозрительности и негативизма, что вполне объяснимо особенностями подросткового возраста, формируемым чувством взрослости, которое мать боится и игнорирует. Проявления агрессии подростков можно отнести к симптомам нормативного кризиса подросткового возраста, кризиса отношений (по Д.Б. Эльконину).

Условием, формирующим такие агрессивные формы поведения как обида, подозрительность и вербальная агрессия, являются чрезмерные требования матери, игнорирование его взросления, отсутствие у подростка ощущения любви матери, близости к ней, т. е. им необходима та идеальная любовь, о которой писал Э. Фромм, что ребенок любим матерью просто за то, что он есть, материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность.

Таким образом, гипотеза исследования, что можно предположить, что специфика отношений матери влияет на агрессивность подростка: гиперпротекция является условием физической агрессии, потворствование – вербальной агрессии, эмоциональное отвержение – условием обиды, подтвердилась

Работа по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков имеет большое значение для школы и для общества в целом, т.к. помогает «растущему человеку» обрести свое “подлинное «Я», адаптироваться в обществе, реализовать свое чувство зрелости и найти свое место в системе человеческих отношений.

[1] Лоренц К.Агрессия. М. 1994

[2] Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теории личности. –М.: КСП +, 1997. 720 с.

[3] Адлер А. О нервическом характере. — СПб.; М., 1997. 242 сю; Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997. 256 с.; Сидоренко Е. Терапия и тренинг по А.Адлеру. — СПб., 2000.

[4] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; Пер. с нем. Э. Телятниковой. – М.: ООО Издательство АСТ, 2004.

[6] Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Я и Оно: Пер. с нем. – М.:ООО и Издательство АСТ; Харьков: «Фолио», 2001.

[7] Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произв. М. 1990

[8] Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контпроль. – М., 2001.

[9] Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004.

[10] Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл, 2001.

[11] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

[12] Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, 1967. -№ 6.

[13] Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия., - М.,2000.

[14] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

[15] Перспективы развития человеческих отношений //Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. - М., 2001.- 184-202 с.

[16] Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. - М., 2002.

[17] Семенюк Л.Н. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., - Воронеж, 1996.

[18] Бэрон Р. , Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1999.

[19] Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

[20] Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999.

[21] Эльконин Д.Б. Кпроблеме периодизации психического развития в детском возрасте.//Вопросы психологии. – 1971. - №4.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Тренинг как обучение и развитие
Тренинг порой воспринимается как нечто, связанное с работой – тренинг на рабочем месте, тренинг не на рабочем месте, схему обучения найму персонала. Часто тренинг считают формальным процессом, чьи составляющие: присутствие тренера и налич ...

Кризисы развития зрелых возрастов
Главная особенность развития в зрелом возрасте – минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека – его опытом, родом занятий, установками и т.д. ...

Теории социальной идентичности
Эта идея получила свое первоначальное оформление в теории социальной идентичности Х.Тэджфела — в идее существования определенного социально-поведенческого континуума, на одном полюсе которого локализованы формы межличностного взаимодейств ...