Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, и т. п., что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения - отношения близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.
Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван персептивной стороной общения.
Термин «социальная перцепция» был введен Дж Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация персептивных процессов, позже – процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Варианты социально-персептивных процессов, включают в себя варианты не только объекта, но и субъекта восприятия.
Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать другого индивида как принадлежащего к своей или чужой группе, а группу - как свою или чужую группу. Если субъект восприятия – группа, она оценивает индивида или другую группу также в терминах «свой – чужой», поэтому говорят о 8 типах восприятия (в 4 субъектом выступает человек, в 4-х — группа). Целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или межличностном восприятии. Именно эти процессы включены в общение.
Понятие «социальная перцепция» несколько отличается от понятия «перцепция», принятого в общей психологии. Поскольку это процесс социальный, то есть протекающий в обществе, постольку его окрашивают и направляют наши эмоции, мнения, отношения, установки. Социальная перцепция – процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание.
Для того чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие когнитивные процессы, например процесс осознания другого человека и т. д., в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» (например, в исследованиях А. А. Бодалева). В содержание этого более широкого понятия включается восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих его характеристик», т. е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д., а также в это понятие включается и формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Когда идет речь о восприятии человека человеком, то целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.
Образ человека, формирующийся в процессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.
Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:
- возрастные, половые и профессиональные особенности социальной перцепции;
- условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;
- закономерности формирования первого впечатления (эффект ореола – тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на другие, проекция – приписывание другим людям вытесненных собственных качеств, эффект снисходительности – все люди оцениваются положительно);
Рекомендуем посетить:
Основные научные достижения Ж. Пиаже
Ж.Пиаже окончил Невшательский университет (1915). С 1921 г. профессор Института Ж.-Ж.Руссо в Женеве, Невшательского (1923-29) и Лозанского (1937-54) университетов. Директор Института Ж.-Ж.Руссо (с 1929), Психологической лаборатории в Жене ...
Сущность потребностей
В повседневной жизни потребностью считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность — значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что ...
Основные виды профессионального стресса
Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс – это напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связ ...