Теории агрессии и агрессивного поведения

Страница 5

Конструктивная форма агрессии может быть названа также псевдоагрессией. Э. Фромм описывает в рамках псевдоагрессивного поведения непреднамеренную, игровую, оборонительную, инструментальную агрессии, агрессию как самоутверждение. Также агрессию делят на враждебную и инструментальную. Термин враждебная приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Понятие инструментальная, наоборот, характеризуют случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели не связанные с причинением вреда.

И.Б. Бойко предлагает включать в типологию форм агрессивности адаптивную агрессию - стиль поведения, соответствующий стереотипам, выработанным в конкретной среде и микросоциуме, и патологическую агрессию, обусловленную каким-либо психическим недоразвитием или расстройством.

По мнению Н.Д. Левитова, агрессию можно классифицировать следующим образом: типичная для характера человека агрессия; нетипичная для характера человека агрессия; эпизодическая, преходящая агрессия[12].

Другим известным представителем поведенческого подхода является А. Бандура[13].

Он утверждает, что для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности. Субъект должен ещё иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания. Модель является одновременно как источником готовности к агрессивным действиям, так и стимулятором агрессивного поведения.

Так эмпирические данные свидетельствуют о том, что наказание может способствовать как подавлению агрессии, так и стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий. Известно, например, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Именно поэтому ряд исследователей считает наказание моделью агрессивного поведения, передаваемое ребёнку взрослыми.

Подобные наблюдения привели некоторых психологов к мысли, что наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как позитивное отношение наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.

В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания:

- на то, каким путём агрессивная модель поведения была усвоена;

- на факторы, провоцирующие её проявление;

- на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путём непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют совершать насилие либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличие от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия её под контроль[14].

Страницы: 1 2 3 4 5 

Рекомендуем посетить:

Адаптация супругов в семье
Адаптация в широком смысле слова понимается как приспособление к окружающим условиям. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоци ...

Психология управления конфликтными ситуациями.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями[[3]]. В числе основных ст ...

Научно-методическая основа организации деятельности специального психолога и оказания психологической помощи детям
Основная цель школьной психологической службы - способствовать психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает: а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функциониров ...