Адаптация в широком смысле слова понимается как приспособление к окружающим условиям. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других».
В процессе адаптации выделяется два уровня:
Биологический – способность приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям физической среды.
Психологический - приспособление человека как личности к существованию в обществе с требованиями данного общества и с собственными потребностями и интересами.
Адаптация к семье включает в себя все перечисленные выше компоненты и начинается как процесс знакомства с семейной жизнью, постепенного вхождения в нее. Этот период является особенно трудным и включает в себя перестройку не только в общении и деятельности, но и личностные изменения молодых супругов, перестройку потребностно-мотивационной сферы, формирования нового уровня самосознания, новых связей с социальным окружением.
До брака у молодого человека уже сложился целостный «образ своего Я». После заключения брака супруги оказываются в ситуации невозможности жить по–прежнему, что увеличивает неустойчивость эмоционального состояния и неудовлетворенность некоторыми сторонами своего партнера и совместной семейной жизни.
Т.Б. Карцева оценивает брак как «одно из поворотных событий в жизни человека», так как в браке происходят глобальные изменения «всей ситуации развития личности, смена социальных ролей, которые человеку приходится играть, изменения круга лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектра решаемых проблем и образа жизни в целом».
На этапе первых двух лет совместной жизни молодыми решаются следующие задачи (Е.С. Калмыкова, 1983г.):
формирование структуры семьи;
распределение функций (ролей) между мужем и женой;
выработка общих семейных ценностей.
Именно в начале супружества у молодых людей существует идеализация образа своего будущего партнера по браку (на основе опыта, литературных и кино – героев, социальных стереотипов и идеалов референтной группы) и семейной жизни, выражающейся: а/ в ожидании удовлетворения своих потребностей в духовном росте, самосовершенствовании; б/ удовлетворении материальных потребностей. Адекватность представления о партнере по браку обеспечивает согласованность между ожидаемым и реальным поведением своего партнера, что важно для реализации целей адаптации в семье. А неадекватность приводит к разрушению данной идеализации, неготовности к принятию реально существующей действительности, порождению обид, ссор, конфликтов, которые затягивают молодых и не всегда предоставляют возможность для развития новой семейной группы.
Обобщение и систематизация работ отечественных ученых А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой, Е.С. Калмыковой, Н.Ф. Федотовой, связанные с проблемой брачно-семейной адаптации, позволили уточнить понятие брачно-семейной адаптации и выделить ее специфику.
Брачно-семейная адаптация – это постепенный процесс приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, результатом которого должно быть формирование устойчивого семейного уклада, распределение бытовых и психологических ролей, выработка приемлемого стиля общения друг с другом, выработка приемов разрешения и профилактики конфликтов и разногласий, определение взаимоотношений с микроокружением по типу открытой или закрытой группы.
В.А. Сысенко разработал концепцию брачно-семейных отношений, в основе которой особенности характеров супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности:
высокоадаптированные личности;
среднеадаптированные личности;
низкоадаптированные личности;
Рекомендуем посетить:
Структура комплексной сказкотерапии.
Комплексная сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности; развития творческих способностей, адаптивных навыков; совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром.
В структуру к ...
Теория потребностей по Макклелланду.
1. Три потребности, мотивирующие человека – это потребности власти, успеха и принадлежности – социальная потребность.
2. Сегодня особенно важны эти потрености высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовле ...
Психологический анамнез
В соответствии с принципами интегративной оценки сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, необходимой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой – представляет собой систему объективных данных, ...