дезадаптированные личности.
К общим адаптивным особенностям относятся:
способность к сотрудничеству;
способность к общению;
способность к эмоциональному и рациональному пониманию других людей;
способность к самоконтролю и самопознанию;
умение выбрать адекватный тип поведения в зависимости от условий и обстоятельств.
Развитие этих способностей, по мнению В.А. Сысенко, в значительной мере определяет успешность брачно-семейной адаптации. При этом он признает в одном и том же явлении позитивные и негативные моменты, прогрессивное и регрессивное.
Адаптация личности в сфере брачно-семейных отношений (В.А. Сысенко,1993г.) происходит следующим образом:
адаптация физиологическая, в том числе и сексуальная;
адаптация к темпераменту, характеру партнера;
адаптация к семейным ролям, к новым обязанностям, правам, к разделению труда в брачном союзе;
адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера;
адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», пониманию цели и смысла жизни партнера.
Таким образом, брачно-семейную адаптацию необходимо рассматривать, как сложный, многоуровневый целостный процесс взаимного приспособления супругов друг к другу и к совместной семейной жизни.
Существует множество современных определений и толкований конфликта:
КОНФЛИКТ - (от лат. «conflictus» - столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1/ либо противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу; 2/ либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях; 3/ либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты.
Для анализа конфликта, его динамики важно различать субъекта, который инициирует конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем это не всегда один и тот же субъект. Зачастую тот, кто спровоцировал конфронтацию, оказывается не ведущим, а ведомым.
Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращение их в мотивацию активности.
Предметом конфликта может быть материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей. В конфликте наряду с реальным предметом может фигурировать мнимый, так сказать «квази – предмет». Действительный предмет часто скрывается продолжительное время.
Мир устроен противоречиво, семья не является исключением. В семье существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Равновесие существует и в том случае, если сплочения преобладают над силами распада.
Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных конфликтов, в частности супружеских, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает вследствие неудовлетворенности определенных потребностей у одного из супругов или у обоих.
Такого подхода придерживается отечественный исследователь В.А. Сысенко. «Как известно, - пишет он, - брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное или полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушающим устойчивость брака».
В.А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей.
1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Обиды, оскорбления необоснованная критика.
Рекомендуем посетить:
Общественная активность: содержание, роль и формы.
Проведенный анализ научно - методической литературы, позволил уточнить различные точки зрения на активность и общественную активность личности и ее развитие. Рассмотрение родового понятия «активность», позволило определиться с собственным ...
Профессиональная деятельность и личность учителя - дефектолога
Как и обычные дети ребёнок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной пед. помощи, которую может оказывать только специально подготовленный учитель - дефектолог. Профессиональная деятельность учите ...
Структура конфликта
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе. Основные компоненты структуры конфликта:
1. ...