Теории агрессии и агрессивного поведения

Страница 3

В концепцию фрустрации - агрессии Л. Берковиц ввёл три существенные поправки: а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивидуума привычку к подобным действиям.

Наибольшее внимание сторонников фрустрационно-агрессивной гипотезы привлекает исследование условий, при которых ситуация фрустрации ведёт к возникновению агрессивных действий. К важным выявленным или переменным, влияющим как на возникновение, так и на торможение агрессии, можно отнести сходство - несходство агрессоров и жертвы, оправданность - неоправданность агрессии, а также собственно агрессивность как личную характеристику испытуемых.

В конце тридцатых годов возникла концепция фрустрации С. Розенцвейга, обратившегося к анализу фрустрационных ситуаций, классификации и типизации реакций на фрустрацию. Многие исследователи стали рассматривать агрессию лишь как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации.

Более того, некоторые учёные пришли к выводу, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, одна из которых играет ведущую и структурирующую роль.

В отличие от психоаналитиков и этологов сторонники поведенческого подхода (бихевиористы) опираются преимущественно на данные контролируемых лабораторных экспериментов.

Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии является А. Басс.

Он определяет фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения и вводит понятие атаки - акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация – слабую.

А. Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.

Во-первых, это частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражён. Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут более вероятно реагировать агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов.

Во-вторых, частое достижение успеха путём агрессии, которое, по мнению А. Басса, приводит к сильным атакующим привычкам. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешним (устранения препятствия или достижение вознаграждения). Выработавшаяся тенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуаций, провоцирующих и непровоцирующих агрессию.

В-третьих, это культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессивности. Однако этот фактор частично перекрывается вторым фактором.

Рассматривая агрессию, А. Басс особо останавливается на роли темперамента. Определяя темперамент как «характеристики поведения, которые появляются в начале жизни и остаются относительно неизменными», А. Басс к переменным темперамента, влияющим на развитие агрессивности, относит импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности и независимость.

Если роль первых трёх переменных относительно ясна, то четвёртая требует некоторого пояснения. По А. Бассу независимость имеет отношение к стремлению, к самоуважению и защите от группового давления. Для таких индивидов существует больше раздражителей в их ежедневных взаимодействиях. Важным компонентом независимости является тенденция к непослушанию.

А. Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предложил три дихотомии:

физическое - вербальное,

активное - пассивное,

направленное - ненаправленное.

Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Оценка интенсивности агрессии дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Проблема толерантности и путей ее формирования.
Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandbe ...

Характер влияния стресса на человека
Стресс не является специально вызванным психологическим сотоянием человека, которое развивается потому, что он сталкивается с множеством различных по характеру влияния внешних и внутренних факторов. Это динамичный процесс, при котором инд ...

Особенности самооценки у младших школьников
Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе, и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знани ...