В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности:
1. Слово педагога о толерантности
- Игра «Ассоциации» (терпение; терпимость).
- Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия – определение понятий «Терпение, терпимость, толерантность».
2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитии восприимчивости ко всему новому, необычному.
- Воспитание способности видеть Другого
- Игра «Смотрящий и видящий».
- Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений «видеть Другого». Тест «Изменить себя или другого».
- Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение «Эгоцентрик». Упражнение «Дружеский шарж».
- Способность «не видеть», «не замечать».
- Игра «Почта комплиментов».
- Рефлексия.
3. Воспитание способности «слышать Другого».
- Упражнение «психология восприятия информации».
- Упражнение «Поза и интонация».
- Упражнение «Заговори, чтобы я увидел».
- Рефлексия.
4. Воспитание способности «принимать Другого».
- Игра-эксперимент «Ракурс. Аспект. Позиция».
- Упражнение «А не странен ли кто?». «Что такое патогенное мышление?»
- Упражнение «Аттракция».
- Рефлексия.
5. Тренинг. Техника повышения социокультурной толерантности и эмпатии.
Планируемые результаты
- – Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.
- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.)
Воспитание толерантности в условиях общеобразовательного процесса играет значительную роль в формировании подростков – выдвинутая нами гипотеза доказана.
[1] Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений [текст] / В.С. Агеев.- М.- 1983.- 453 с
[2] Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [текст] / А.Г. Асмолов// Толерантность в общественном сознании России. - М. - 1998. – 231 с.
[3] Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность [текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.- 2001.–243 с.
[4] Бондырева С.К. Толерантность Введение в проблему [текст] / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. - М.- 2003-523 с
[5] Васильева – Гиагнус Л. Азбука вежливости [текст] / Л. Васильева - Гиагнус. – М.: Педагогика.- 1990.-412 с
Рекомендуем посетить:
Особая ниша соционики.
Среди множества теорий личности соционика занимает особое место. Впервые предложена гипотеза о взаимосвязи между типами личности (в соционике их 16) и межличностными отношениями. До сих пор в психологии было принято рассматривать их как н ...
Показатели социально-психологического климата.
Социально-психологический климат как интегральное состояние коллектива включает в себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана определенная система показателей, ...
Стресс в деятельности руководителя
Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человек ...