Методы внушения используют для:
- блокировки нежелательного поведения или мышления человека;
- склонения индивида к желательному действию или поведению;
- быстрого скрытого распространения полезной информации и необходимых слухов.
Применительно к ситуации внушение делится на:
- внушение наяву;
- внушение в трансовых состояниях;
- внушение во сне и в просоночных состояниях;
- заочное внушение;
- внушение с отставным эффектом;
- прерывистое внушение;
- внушение с применением специальных процедур или препаратов и др.
Любой вид психологического воздействия небезопасен в руках людей, не знакомых с основами суггестологии.
Термин “внушение с отрицанием” подразумевает подачу информации с использованием частицы “не”.
Данный вид внушения используется также и в техниках нейро-лингвистического программирования. Мозг человека устроен таким образом, что наши психические автоматизмы частицу “не” как бы отбрасывают. Суггестивный прием с использованием этой частицы основан на том, что человеку для того, чтобы представить, что не надо делать, вначале надо представить себе ситуацию, что он это делает. Отрицания с частицей “не” существуют в речи, но их нет в подсознании: если мы скажем “Компьютер не стоит на столе”, то сознанию надо сначала представить, что компьютер стоит на столе, а уж потом заставить эту картинку исчезнуть. Компьютер в мышлении человека не может “не стоять на столе”. Он может стоять где-то в другом месте, может лежать на боку, но “не стоять где- то” он не может! А раз так, то этот парадокс можно использовать и в суггестивных инструкциях.
Чем в более сложной ситуации находится человек, тем беззащитней он перед своими автоматизмами мышления. Если человеку, впервые вставшему на коньки или севшему на велосипед, крикнуть: “Не упади!”, – он вполне может потерять равновесие. Нет ничего удивительного в том, что человек, которому Вы сказали: “Не расстраивайся!”, – в ответ расплачется. Вы ведь этой фразой разбудили его воспоминание об этом состоянии и, таким образом, дали ему команду расстраиваться.
Но самое смешное, что при помощи частицы “не” люди сами создают себе препятствия в достижении чего-либо. Исследования показали, что около 70% внутренних мысленных планов, самоприказов и даже похвал, адресованных себе, формулируются россиянами через самоотрицание (”Не медлить!”; “Не беспокоиться!”; “Я не такой придурок, как Пупкин!”; “Не обращать внимания!” и т. п.). Строя фразы по этому типу, люди подталкивают себя именно к тому, чтобы медлить, беспокоиться, обращать внимание, делать глупости и быть “придурком”. Мысли-отрицанию в такой форме очень легко подменить мысль-утверждение. Она вытесняет ее и именно так воплощается в жизнь. Добровольные жертвы постоянных тревог и того, что называется “невезением”, сами программируют себе эти кошмары, сбывающиеся затем с неизбежностью пророчества. Эти люди неуклонно добиваются успеха именно в том, чего не хотели. Понимание этого и тренировки в формулировании своих целей в позитивных терминах, употреблении утвердительных выражений, прямой формы глаголов и существительных без отрицаний (”Поторопиться”; “Быть спокойным и хладнокровным”; “Хорошо рассчитывать свое время”; “Быть упорным и последовательным”) практически сразу дают поразительный эффект. Этот подход помогает преодолеть склонность воображать отрицательные результаты.
В качестве внушающего приема использование частицы “не” очень эффективно. Например:
Рекомендуем посетить:
Роль « Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива
Роберт Бернс в своих исследованиях указывает на тот факт, что если ребенок вырос в атмосфере тепла и любви, ожидания увлекают его вперед, к успеху, если же до сих пор в реакциях значимых других он видел только упреки и отталкивание, то э ...
Определение основных процедур сбора, обработки и анализа данных
Применяются качественные методы (глубинное интервью, проведенное лично и посредством ICQ) и качественный анализ Интернет-источников. Для того чтобы сравнить методы испытуемым была предложена для обсуждения тема «Отношение к политикам», де ...
Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с
несовершеннолетними
В организации и проведении психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательном учреждении важно основываться на общих принципах, превращающихся в конкретном приложении в правила взаимодействия[14].
Позитивный настрой. Л ...