К. Мустакас, другой представитель экзистенциального направления в психологии, разделяет "суету одиночества" и истинное одиночество (в этом его позиция схожа со взглядом на одиночество в некоторых восточных религиях). Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления "активности ради активности" вместе с другими людьми.
Истинное же одиночество исходит из осознания "реальности одинокого существования". Как и Ялом он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.
Рассматривая характеристики людей, избегающих осознания одиночества как данности бытия, Кайзер выделил три тенденции, характерные для клиентов с экзистенциальным неврозом [17, с.29]:
1) "Сплав" - желание потерять собственную личность, стремление слиться с другим, т.к. желание быть индивидуальностью связано с мужеством быть одиноким, а одиночество часто непереносимо для личности;
2) "Универсальный симптом" - состоявшееся слияние, попытка слияния (или его иллюзия) с другим и переживаемое при этом чувство двойственности;
3) "Универсальный конфликт" - это переживаемое, как страдание, нежелаемое чувство одиночества.
Эти тенденции позволяют клиенту избегать переживаний, вызванных осознанием одиночества. Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.
Кроме принятия факта экзистенциональной изоляции, у человека есть еще одно средство ограждения себя от "ужаса конечной изоляции" - отношения. Чтобы понять какими могут быть отношения, способные помочь разделить это одиночество и, одновременно, не построенные на принципе "ты мне - я тебе", рассмотрим типы отношений, выделенных М. Бубером, А. Маслоу и Э. Фроммом [25, с. 20].
Диалог - монолог (М. Бубер)
М. Бубер внес большой вклад в рассмотрение проблемы одиночества. Трудно отнести его к какому-то одному направлению философии, т.к его позиция основывается на еврейской мистической школе, хасидизме и релятивистской теории, а его взгляды оказали значительное влияние как на религиозную философию, так и на психологию. Он считал, что стремление человека к отношениям заложено в нем с самого рождения. Даже у только что появившегося на свет ребенка есть стремление к контакту - сначала тактильному, а затем "оптимальному" с другими людьми. Таким образом, человек не существует как отдельная сущность, т.к. он "сотворен между". Поскольку для Бубера основным модусом человеческого бытия являются отношения, можно сказать для него нет одиночества как фундаментального факта бытия.
Бубер выделил два типа отношений: "Я-Ты" и "Я-Оно". Последний тип взаимосвязи - это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект. Этому Бубер противопоставляет "Я-Ты" отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого. Различия между эти типами отношений лежат не только в их природе, но и в том, что есть "Я" в каждом из них. "Я", пишет Бубер, возникает и приобретает очертания в рамках отношений и оно, Т.о., связано с "Ты", взаимодействуя с которым каждый раз создается новое "Я". При отношениях "Оно" человек не полностью находиться в "отношениях" - он удерживает часть себе, т.к в этом случае он занимается категоризацией, анализом и вынесением суждения об "Оно" [3, c.42].
Рекомендуем посетить:
Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми имеющими нарушения
и отклонения в развитии
Семейное воспитание - это воспитание детей осуществляемое родителями или лицами их заменяющими (родственники, опекуны).
Семей. восп-е детей с наруш. слуха. Наиболее тяжелое последствие полной или частичной потери слуха - отсутствие или н ...
Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста
Чем младше ребенок, тем более непосредственным может быть его поведение в ситуации взаимодействия (у ребенка нет рефлексивного анализа того, как его поведение оценивают другие взрослые). Ребенок естественен в своем поведении, которое пока ...
Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую
готовность к школе детей
Основы всестороннего развития личности закладываются в дошкольном детстве. Это время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств [34, с. ...