Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем, отцом, а женщина – женой, матерью.
В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую особенность, патриархат – свою, но и в том, и в другом случае превосходство одного пола над другим четко прослеживалось на протяжении всей семейной жизни. Вместе с тем существуют семьи, где осуществляются два уровня руководства – материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.
Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль – это «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений».
Роль – это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений».
Трансформация ролевых отношений в семье является важной стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе и ролевые, отношения, ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем.
Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.
В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения процесс возникновения структуры семьи тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают.
Б. Мурстейн в теории «стимул-ценность-роль», представил ролевым соответствием соответствие друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличие базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого.
В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями понимается система культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности.
Полоролевые системы – это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин является линия «дом-работа». От мужчины требуется, чтобы он был профессионалом, занимался хорошо оплачиваемой работой, обеспечивая семью, а женщина была ответственна за воспитание детей и ведение хозяйства.
В последние годы полоролевые системы приобрели изменения, так женщина все чаще принимает на себя роль кормильца, а мужчина все больше уделяет внимание воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. Данное распределение ролей в семьях связано напрямую с удовлетворенностью супругов своим браком. В исследованиях Г.Л.Боуэна, Д.К. Отнера обнаружено, что значение той или иной ролевой модели для супругов во многом связано с согласованностью их ролевого взаимодействия, идеалов и ожиданий от брака.
Проблема выбора семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.
Так отечественные и зарубежные исследователи выяснили, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.
Рекомендуем посетить:
Виды рекламного психологического воздействия
Основными видами психологического воздействия являются: информирование, убеждение, внушение, побуждение.
Информирование –
главное ядро рекламного обращения.
Реклама должна убедить потребителя в достоинствах товара, то есть показать пре ...
Взаимодействие сознания и подсознания
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведени ...
Социально-психологическая и профориентационная адаптация молодёжи
В целях достижения эффективных результатов профориентации молодёжи необходимо сбалансированное функционирование всех компонентов сложившейся системы профориентационной работы. Успех в профориентационной работе может быть достигнут только ...