Мотивы роста – метапотребности, имеют отдаленные цели, которые связаны со стремлением актуализировать потенциал индивида. Объективные мотивы роста должны расширить и обогатить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, разнообразного опыта. Метапотребности часто тесно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации.
Порядок приоритетности метапотребностей по А.Маслоу.
1. Ценность - ее характеристика заключается в единстве, интеграции, тенденции к тождеству, взаимосвязанность, простота, организация, структура, порядок.
2. Совершенство – характеристики- необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование.
3. Завершение – характеристики – окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок.
4. Закон – характеристики – справедливость, незапятнанность, законность, долженствование.
5. Активность – характеристика – процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование.
6. Богатство – характеристики - дифференциация, сложность.
7. Простота – характеристики – честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура.
8. Красота – характеристики – правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство.
9. Доброта – характеристики – правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность.
10. Уникальность – характеристики - особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна.
11. Ненапряженность – характеристики – легкость, отсутствие напряжения, условий, сложностей, изящество, совершенство.
12. Игра – характеристики – забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость.
13. Истина, честь, реальность – характеристики – открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность.
14. Самонадеянность – характеристики – автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правиламю
Одна метапотребность легко заменяется другой, если это необходимо для жизни человека.
А.Маслоу выдвинул гипотезу, что метапотребности и дефицитарные потребности, являются инститнктивными и имеющими биологические корни. Следуя данной гипотезе и эти потребности должны быть удовлетворены, для сохранения психического здоровья и для достижения максимума потребностей индивидов.
Но депривация и фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психическое заболевание – метапатологии. Такие состояния как апатия, отчуждение, депрессии и цинизм, являются премерами высших психических расствройств. Неспособность любить кого –нибудь, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание видеть что – нибудь ценное и достойное, неэтичное поведение, неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования – все это симптомы метапатологии.
К примерам метапотологий по А.Маслоу относятся:
Недоверие, цинизм, скептицизм, ненависть, антипатию, расчет только на себя и для себя, вульгарность, нетерпимость, отсутствие вкуса, бесцветность, дезинтеграцию, утрату чувства собственного „Я”, утрата индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся и анонимным, безнадежность, нежелание чего – либо добиваться, гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм, мрачность, депрессии, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное отсутствие чувства юмора, перекладывание ответственности на других, бессысленность, отчаяние, утрата смысла жизни.
Теория человеческих потребностей А.Маслоу дает весьма полезные описания процесса мотиваци, но последующие экспериментальные исследования подтвердили ее не полностью, не смотря на то, что людей можно отнести к той или иной категории, характеризующейся какой – либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры нет. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение одной, какой – либо потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня мотивации.
Рекомендуем посетить:
Переговоры с ориентацией на модели “выигрыш — проигрыш”
Конфликтующие стороны или хотя бы одна из них могут быть ориентированы на завершение конфликта посредством переговоров в рамках модели “выигрыш — проигрыш”, оценивая ситуацию как “игру с нулевой суммой” (т.е. как ситуацию, в которой интер ...
Сознание как высшая ступень развития психики
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и прео ...
Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент
общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению
Развитие социально – психологической готовность к школьному обучению одна из важнейших проблем педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование по ...