При проведении обследования должно быть учтено следующее.
Помещение должно быть отдельным, с площадью не менее 2 кв. м на одного человека;
- иметь достаточную освещенность без мигающего света, гудящих ламп;
- находиться вдали от шумных частей здания (коридоров, цехов и тому подобное);
- должно проветриваться, не иметь отвлекающих запахов (пищи, краски и других).
Во время работы не должны заходить посторонние. Для каждого участника исследования должен быть отдельный стол.
Помимо стимульного материала, текстов вопросников с инструкциями и другого инструментария, определяемого конкретными целями, всегда полезно иметь запас писчей бумаги, карандашей, авторучек, стирательных резинок.
Предельное время работы 6 часов. Вместе с тем в большинстве случаев уже 3-4 часа работы приводят к немалому напряжению, поскольку для многих обследуемых данный вид деятельности является весьма непривычным. Наиболее благоприятно дневное время от 9 до 17 часов. При возможности начало обследования надо планировать на утренние часы.[19]
Последовательность проведения обследования:
1. Объяснить, зачем нужен тест (вопросник, набор задач и тому подобное), избегая нежелательной коррекции мотивов; сообщить, какие результаты ожидаются.
2. Гарантировать сохранение тайны отдельных ответов и результатов в целом.
3. Медленно, громко, четко прочесть инструкцию или воспроизвести по памяти (если не запланировано инструктировать письменно).
4. Привести примеры, дать возможность выполнить пробные задания при интеллектуальных тестах. Проверить, правильно ли понята инструкция.
5. Ознакомить с регламентом времени. Сообщить о правилах исправления ошибок, о запретах в общении, поведении на время обследования. Описать, в какой форме должно быть закончено обследование.
6. Попросить написать в листе для ответов перечисленные сведения о социально-демографических данных. Проследить за правильностью записей.
7. Ответить на вопросы. Стараться отвечать лаконично – пространные ответы хуже запоминаются.
8. При выполнении заданий с фиксируемым временем дать команду записать время начала выполнения и начать решение.
9. По ходу обследования следить за соблюдением правил записей и запретов в общении. Следует избегать перемещаться внутри помещения без необходимости – многих это может отвлекать или раздражать.
10. По окончании обследования немедленно собрать тестовые материалы и листы для ответов.
11. Не забудьте поблагодарить испытуемых за участие в эксперименте.
При проведении психодиагностического обследования к экспериментатору и диагносту предъявляются определенные требования.
Экспериментатор должен обладать необходимыми профессиональными и личностными качествами:
• Понимать задачи эксперимента;
• Хорошо знать процедуру эксперимента и требования руководств применяемых методик;
• Знать правила обработки данных и оценивания результатов;
• Уметь контролировать себя;
• Обладать достаточной эмоциональной уравновешенностью, общительностью и тактичностью.
Своим поведением экспериментатор должен стремиться вызывать доверие. Он не должен проявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярности, не должен выражать словами, интонацией, жестами, мимикой, насколько неудачны ответы испытуемого.
Диагност в процессе исследовательской работы должен знать и соблюдать этические принципы и правила работы (специальная регламентация деятельности и действий психолога).[11]
Рекомендуем посетить:
Анализ основных проблем развития креативности
Наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них (например, чистка зубов по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы или до учебы, постоянный распорядок дня и многое другое) выполняется автоматически и рефлекторно. Ш ...
Описание технологии
проблематизации
Конфликт может происходить непосредственно в ситуации, перед нашими глазами, а может быть реконструирован на основании чтения различных текстов. Проблемная ситуация возникает в ситуации конфликта, противоречия, апории.
Вначале этот конфл ...
Специфика рекламной этики
Реклама представляет собой динамичный общественный процесс, на котором встречаются интересы бизнеса, творчество, нужды потребителей и правительственное правовое регулирование.
Реклама убеждает потребителя что-то предпринять. Таким образо ...