К психологическим показателям отнесены: сохранение у военнослужащих оптимистического настроения, боевого возбуждения, отсутствие растерянности, подавленности, апатии, негативных эмоций, сохранение самообладания, выдержки, функций внимания, памяти и т.д.
Возникающие в ходе боевой деятельности состояния психологической неустойчивости сознательно подавляются, уменьшаются до минимальных, не оказывая существенного влияния на протекание и результаты боя.
К физиологическим показателям психологической устойчивости отнесены следующие: отсутствие у воинов значительной напряженности тремора, скованности в движениях, нарушение координации, упадка сил, ухудшения самочувствия.
В ходе боя незначительно изменяется пульс, тембр голоса, частота дыхания, окраска и влажность кожных покровов. При изучении психологической устойчивости воинов важно знать, чем определяются ее границы и область. Возникновение сложных, нестандартных условий в ходе боя, вызывает повышенное психическое и физическое напряжение, уменьшая этим область психологической устойчивости воина. Профессиональные возможности воинов определяют субъективные границы его психологической устойчивости. Они индивидуальны и зависят от военно-профессиональной обученности, натренированности, личностных особенностей воина, характера и глубины мотивации на выполнение боевой задачи. Объективные границы психической устойчивости определяются требованиями и условиями ведения боя завышенным требованием и тяжелым условием ведения боя воин противопоставляет свою психологическую устойчивость.
Среди направлений поддержания и повышения психологической устойчивости и боевой активности выделяют следующие:
– профессионально-деятельностное;
– социально-психологическое;
– индивидуально-психологические.
К профессионально-деятельностным следует отнести следующие:
· знание и грамотная эксплуатация личного оружия и снаряжения;
· формирование и поддержание навыков ведения боя в различных условиях;
· профессионально-психологический отбор и распределение военнослужащих по военным профессиям с учетом их характерологических особенностей и личных качеств;
· учет, контроль и дозирование психической нагрузки каждого воина соизмеренный с особенностями его воинской профессии и личностными особенностями;
· объективная оценка результатов боевой деятельности каждого воина и подразделений в целом непосредственным командованием;
· отработка слаженности боевой деятельности в расчетах и подразделениях;
· обучение военнослужащих адекватной самооценке результатов своей деятельности;
· проведение военно-специальных тренировок имитирующих условия воинской деятельности приближенные к боевым действиям;
· индивидуальная и в составе расчета отработка вариантов ведения боя с использованием тренажной аппаратуры;
· поддержание высокого уровня физической натренированности и выносливости;
· предупреждение упрощенчества и перестраховки в подготовке и выполнении боевых действий.
К социально-психологическим можно отнести:
· постоянное и полное информирование личного состава частей и подразделений об условиях и особенностях предстоящих боевых действий;
· формирование и сплочение воинских расчетов и подразделений;
· правильный подбор, расстановка и комплектование расчетов и отделений с учетом индивидуально-психологических военнослужащих;
· разбор и анализ причин гибели военнослужащих как одно из средств выработки психологического настроя на боевые действия и устранения благодушия, самоуспокоенности, халатности и т.д.
· обеспечение психологической и функциональной совместимости расчетов, экипажей и отделений;
· поддержание, ситуативно-необходимого стиля руководства экипажем, расчетом и отделением со стороны его командира;
· повышение культуры взаимодействий в подразделениях;
· профилактика негативных социально-психологических явлений и процессов в подразделениях;
· создание и поддержание необходимых товарищеских, профессиональных и деловых отношений в подразделениях.
К индивидуально-психологическим относят:
· знание личностных особенностей каждого воина;
· воспитание у военнослужащих таких качеств как, чувство личной ответственности и дисциплинированности, смелости и решительности; хладнокровия и разумной инициативы и т.д.;
· конкретная профессиональная, специальная и психологическая подготовка к каждому бою;
· постоянное поддержание достигнутого уровня военно-профессиональной натренированности;
· недопущение длительных перерывов в боевой деятельности;
· планомерный ввод воинов-новичков в боевую деятельность с постепенным увеличением сложности боевых задач;
· сохранение психического и физического здоровья путем использования методов психической саморегуляция и коррекция психических состояний;
Выполнение предложенных мероприятий комплексно, несомненно способствует поддержанию и повышению психологической устойчивости и боевой активности личного состава частей и подразделений в ходе боевых действий.
Рекомендуем посетить:
Определение термина «адаптированности». Фундаментальная типология
индивидуальности
Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности – врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне- и низкоадаптивные люди. Врожденные основы адап ...
Сущность, структура и функции сознания
Сознание, как идеальное отражение, являясь, существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. На основе языка и в связи с ним в истории человечества развились и другие спосо ...
Сотворчество педагога и учащегося в художественном
образовании
Сотрудничество и сотворчество неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в каждом из описанных в предыдущей главе способов сотрудничества всегда присутствует доля сотворчества. Но рассмотрим отдельно сотворчество в ...