Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения

Страница 2

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определённых мотивов деятельности; во-вторых, многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала.

Поскольку выделяют две категории мотивов учения (познавательные и общественные), к методам стимулирования познавательных интересов у учащихся и методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. [10]

Стимулом психологи называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование – это фактор деятельности педагога. Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутренне побуждение человека к деятельности. Причём это внутреннее побуждение возникает не только под влияние внешних стимулов, но и под влиянием самой личности обучающегося, его прежнего опыта, потребностей и пр.

Воздействие стимула всегда зависит от личности обучаемого. Один и тот же стимул может по-разному сказаться на мотивах разных учащихся в зависимости от их отношения к этому стимулу, готовности отозваться на него. В учебном процессе очень важно добиться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность в овладении новым учебным материалом. [7]

Многие психологи отмечают, что в возникновении и трансформации мотивов, в организации их взаимодействия, конкуренции и соподчинения существенную роль играют эмоции. Помимо эмоций в развитии потребностей (мотивов поведения), в процессах трансформации потребностей в действие, в поступок активно участвует механизм, который принято называть волей. Индивидуальные особенности волевых качеств субъекта лежат в основе характера, проявляющегося во внешне реализуемой деятельности. Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности человека. Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворённости родом занятий, т.е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности. Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива. В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание оставить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней. Эта форма фрустрации, направленная на самого себя (самообвинение), может привести к свёртыванию целей деятельности, замещению их более простыми, доступными, или только к мысленному их достижению, или вообще к отказу от них. [11]

При другой форме реагирования на неудачи у человека возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств. В результате мотив усиливается, но действия, предпринимаемые человеком под его влиянием, часто носят импульсивный и иррациональный характер: они продолжаются даже тогда, когда нецелесообразны. Однако и регулярно повторяющиеся успехи таят в себе определённую опасность: к роли успешного (преуспевающего) в каком-либо деле некоторые люди быстро привыкают. У них вырабатывается неумеренно завышенная самооценка, появляются самоуспокоенность, пренебрежение к коллегам или соперникам. Это свидетельствует о проявлении у таких субъектов «звёздной болезни» и приводит к снижению силы мотива – зачем стараться, если и так всё получается. [3]

Чем больше выражена переоценка своих возможностей, тем более сильным будет внутренний конфликт в случае неудачи. Именно у таких людей порог фрустрации оказывается сниженным. Поэтому педагогам в воспитательных целях следует иногда создать такие условия, чтобы ученик/студент помимо успехов испытывал и неудачи. Для этого можно давать более трудные задания, к которым он ещё не готов, устраивать соревнования с более сильными соперниками, искусственно снижать достигнутые результаты и значимость успеха (т.е. использовать более жёсткие критерии оценки) и т.д. Оценка успеха или неудачи самим человеком всегда субъективна. Она определяется имеющимся у человека уровнем притязаний, сравнением его достижения с достижениями других и т.п. Поэтому то, что для одного человека является успехом, другим может быть расценено как неудача. Так, победителем многих соревнований или конкурсов второе или третье место в каком-то состязании будет расцениваться как неудача, а для дебютанта ого же состязания это означало бы огромный успех, тем более, если он на него не рассчитывал. Кроме того, важно учитывать, какой результат – количественный или качественный – является для человека важнее. [14]

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста
По данным И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой можно выделить несколько уровней психологического здоровья детей : 1. Креативный уровень (ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший ...

Ограничапия и содержание специальной психологической помощи в зависимости от возраста нуждающихся в ней
В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать ...

Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Рост популярности программ ранней педагогической помощи обусловлен результатами их внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались по таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели уж ...