Содержание понятия самореализации личности

Страница 1

Рассмотрим взгляд ученых на сущность процесса самореализации личности. Ф.Бэкон, Л.Фейербах дают объяснение смысла самореализации человека неотделимого от тех целей, которые он перед собой неизбежно ставит. В целях адекватно или специфически отражаются тенденции общественного развития, в конечном счете, -законы этого развития. Человеку присуще стремление реализовать себя. В этом, видимо, заключается смысл жизни. Ф.Бэкон и Л.Фейербах соотносят понятие самореализации с предназначением человека.

В систему социальной самореализации по мнению Э.Фромма входят потребность в общении, связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанностях, потребность обладать самосознанием, потребность в системе ориентации и необходимость иметь предмет поклонения. Поиск содержания своего "Я", собственной идентичности, стремление к сохранению традиций есть глубинная и фундаментальная потребность личности осознавать себя, свою экзистенциальную ситуацию. Корни свободы духа, полагает Фромм, в человеческом самопознании, преодолении нашей ограниченности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать. [1]

Большинство современных западных философов, как гуманистического, так и бихевиористского направлений, исследования по проблемам реализации человеком своей сущности и духовному становлению личности осуществляли на стыке философии и психологии, поскольку являлись известными специалистами в области психиатрии. С целью приведения в систему взглядов на реализацию личностных возможностей в психологии приведём результаты исследования в свёрнутом виде (табл.1):

А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн, авторы концепции

деятельностного подхода считали, что через деятельность человек приобщается к жизни других людей, присваивая их культуру, привычки, навыки, приёмы обращения с орудиями труда. Они считают, что деятельность формирует и развивает психику, а значит и саму личность. А.Н.Леонтьев считает, что "подлинное рождение личности происходит тогда, когда подросток начинает осознавать себя частью общества, когда он осознанно участвует в совместной, общественно значимой деятельности. В основе становления и функционирования личности лежит процесс иерархизации мотивов, побуждающих человека к деятельности". Процесс самореализации, по мнению А. Н. Леонтьева, представляет собой опредмечивание своих сущностных сил и способностей личности в её социальной деятельности, полагания себя в продуктах своей деятельности и в личностных вкладах в других людей. Механизм "опредмечивания - распредмечивания" имеет собое значение при анализе проблематики культуры: раскрывает связь пространства и созданного им предметного мира; помогает постичь действительный смысл понятия "культура";позволяет выявить специфический, сугубо человеческий способ трансляции культуры от поколения к поколению как показателя развития. С.Л.Рубинштейн считает, что растущая личность выстраивает свой "жизненный путь", отстаивая уникальную индивидуальность, осознанно утверждает личностную позицию в обществе, вступает в межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций человек может осуществить на креативном уровне, проявляя универсальность, оригинальность и индивидуальность. Такое понимание самореализации сближает парадигму деятельностного подхода и ортодоксальную гуманистическую психологию.

Таким образом, самореализация личности в психологическом аспекте также имеет неоднозначную трактовку. Представленный сопоставительный анализ аргументирован различными точками зрения на сущность исследуемого предмета, где исходным методологическим принципом самореализации служит деятельностный подход, а ключевым понятием в его определении - понятие сущностных сил человека.

Чтобы стать по-настоящему взрослыми, а не просто физически и физиологически зрелыми, подростки должны свыкнуться с половой зрелостью, приобрести самостоятельность, наладить дружеские отношения со сверстниками. Чтобы соответствовать этим требованиям, юношам и девушкам необходимо постепенно выработать свою жизненную позицию, осознать себя личностью. Прежде чем они благополучно расстанутся с ограждавшей их в детстве опекой старших, молодые люди должны понять, кто они, к чему стремятся и как можно эти стремления осуществить.

Страницы: 1 2

Рекомендуем посетить:

Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками
В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации по организации взаимодействия социального педагога с детьми младшего подросткового возраста и их родителями. Для организации эффективной работы по профилактике дезадаптац ...

Психологические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст. Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного сог ...

Подходы к исследованию ассертивного (уверенного) поведения подростков
Ассертивность - термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert - настаивать на своем, отстаивать свои права. В обыденной речи употребляется редко, но в психологическом жаргоне с недавних пор ут ...