Глубинные структуры

Страница 2

Промежуточные структуры, как входа, так и выхода информации, могут быть объединены понятием "внутренний мир" На каждой из них может быть сосредоточен фокус внимания, тогда как глубинные структуры доступны вниманию лишь частично, да и то при использовании специальных стратегий. Сосредоточение фокуса внимания на поверхностных структурах ввода информации принято называть аптаймом (чистое восприятие), глубокое погружение в себя – даунтаймом (разновидность трансового состояния).

Промежуточные структуры вывода информации (структуры принятия решения)

Источником выводимой человеком информации является внутренний мир, объединяющий физиологические функции, эмоции, воображение, мышление, навыки и умения, транслятор. Все перечисленные элементы это промежуточные структуры ввода-вывода.

Физиологические функции – формы деятельности, характерные для живой структуры на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях, а также на уровне целостности организма. Основной ф.ф. живой структуры на любом уровне является постоянный обмен веществ и энергии, с которым связаны такие проявления жизнедеятельности, как рост, развитие, размножение, питание, дыхание, движение [3]. В данной конкретной схеме ф.ф. учитывают взаимосвязь информационных элементов с их материальными носителями. По сути дела это первоочередные и безусловные программы действий в соответствии с сигналами, поступающих от внешних и внутренних рецепторов, и осуществляющие непрерывное функционирование организма. ф.ф. – "животная" часть человека, включающая в себя инстинкты и рефлексы.

Инстинкт – целенаправленная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и совершаемая под влиянием биологических потребностей, информационный опыт предыдущих поколений по удовлетворению основных потребностей [3].

Рефлекс – изменение активности организма в ответ на раздражение рецепторов. Различают безусловные и условные рефлексы [3].

Навыки и умения – готовые программы действий человека, приобретенные в процессе обучения и социальной деятельности, сложные рутинные действия, не требующие непрерывного контроля сознания. Эти понятия тесно связаны с понятием субличности.

Транслятор – промежуточная структура вывода словесной информации, понятие дается впервые. Т. тесно связан с понятием субличность (см. ниже). Т. – безличный механизм, позволяющий преобразовывать несловесную часть информации, содержащуюся в промежуточных и глубинных структурах, в вербальную с целью превращения ее в осознанное намерение или потребность. Т. осуществляет связь субличностей между собой и с сознанием, озвучивает "внутренний диалог" человека, преобразовывает эмоции непосредственно в слова и междометия. Плохо контролируется сознанием, хотя и пользуется некоторыми его структурами.

Выходные поверхностные структуры

Потребности, намерения и стремления образуют область оперативной памяти вывода информации.

Потребность – настоятельное желание сделать что-либо. Причиной возникновения п. являются физиологические функции и эмоции.

Намерение – менее побудительно, чем потребность и направлено на более сложный вид деятельности. Причиной н. могут быть физиологические функции, эмоции, воображение, мышление и интуиция.

Стремление – желание добиться какой-нибудь сложной цели, требующей для своего достижения длительного времени и совокупности разных действий. Побудительными причинами с. могут быть все промежуточные структуры.

Потребности, намерение и стремление могут иметь отложенный статус или быть вообще нереализованными. В последнем случае они переходят в долговременную эмоциональную память, сохраняя всю свою побудительную энергию. Порядок их реализации, откладывания или вытеснения осуществляет более близкая к поверхности структура. Она включает в себя приоритеты, волю и планирование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Психолого-педагогические исследования перцептивной стороны общения у детей с нарушением интеллекта
Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком и самого себя. Развитие опыта восприятия межличностного взаимодейст ...

Этническая идентичность
В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения второй половины ХХ века. Разные социологические школы объясняют рост этнической идентичности: а) реакцией отставших в развитии народов на порождающую эт ...

Теория научения: роль подкрепления и подражания
Бандура называет свой подход социобихевиоральным и противопоставляет его предшествующим приложениям теории научения к вопросам просоциального и девиантного, т.е. отклоняющегося от следования социальным нормам поведения. По его мнению, эти ...