Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Психологические материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Страница 3

Мотивация преступного поведения не всегда прямо­линейно связана с характером совершенного преступле­ния. Принципиально важным является следующее тре­бование: мотив не должен приписываться личности ис­ходя лишь из внешних обстоятельств и ситуаций, его следует «извлекать» из личности. Нельзя исходить из привычных схем: корыстное преступление - корыстный мотив, хулиганство — хулиганские побуждения.3

Мотивы преступлений взрослых лиц можно классифицировать таким образом: 1) политические; 2) корыстные; 3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические; 5) легкомысленно-безответствен­ные; 6) трусливо-малодушные (В. В. Лунеев).

С большими трудностями связано обнаружение и изучение неосознаваемых мотивов, наиболее характер­ных для преступлений против личности, общественной безопасности и общественного порядка. Решить эту за­дачу можно, если воспользоваться специальными мето­диками для выявления и анализа мотивов преступного поведения.4

Если опираться на данные уголовной и судебной статистики, то можно получить следующую информа­цию о нравственно-психологических особенностях личности преступника: совершение преступления в состоя­нии алкогольного опьянения или наркотического воз­буждения; совершение преступлений из хулиганских и иных низменных побуждений; с особой жестокостью; на почве кровной мести; национальной или расовой вражды; в состоянии сильного душевного волнения и др. Так, более трети всех преступлений совершается в со­стоянии опьянения, а такие, как убийства, тяжкие те­лесные повреждения, изнасилования, в аналогичном со­стоянии достигают 80%.

Специальные психологические исследования выяв­ляют у преступников высокий уровень импульсивности, чувствительности, ярко выраженную агрессивность.

Многочисленные криминологические исследования показывают, что преступники характеризуются низким уровнем юридического сознания. Совершение преступ­ления является результатом общего неуважения к за­кону, отсутствия несогласия с правовыми требованиями или в силу просто их незнания, или в результате не усвоения требований правовых норм. Основными регу­ляторами правомерного поведения, по мнению обследо­ванных осужденных, являются: страх наказания и бо­язнь нежелательных последствий.

Вышеперечисленные особенности личности преступ­ника имеют прежде всего статистическое значение и свойственны преступнику как научному понятию. Отдельно взятый конкретный преступник может не набрать «полного джентльменского набора», что, конечно, не

означает, что эти особенности произвольно отображены или «притянуты» к понятию личности преступника. Таким образом, различным преступникам вышеперечис­ленные признаки присущи в разной мере. Например, они более выражены у убийц, разбойников, грабителей, реже встречаются у воров и могут быть едва ощу­тимы у лиц, совершающих неосторожные преступле­ния.

В реальной жизни многие из людей, которым свой­ственны вышеперечисленные признаки, все-таки не со­вершают преступлений. Почему это происходит? Исчер­пывающий ответ на сегодняшний день криминология дать пока не может. Но большинство специалистов счи­тают, что в личности преступника проанализированные выше свойства приобретают некую критическую массу, от которой появляется эффект нового качества — спо­собность совершить преступление. Это качество полу­чило название «криминогенность личности преступ­ника».

В 70—80-е годы были проведены многочисленные исследования отечественных криминологов с целью вы­явления такой специфической совокупности свойств. Используя метод распознавания образа, на основе боль­шого статистического материала с помощью ЭВМ уче­ные пришли к выводу, что устойчивый комплекс из бо­лее чем 20 признаков, включая социально-демографиче­ские, социально-ролевые и нравственно-психологические, проявляется у 4 из каждых 5 обследованных преступ­ников.

С учетом вышеизложенного можно сформулировать следующее определение личности преступника: совокуп­ность социально-психологических свойств личности, ко­торая при определенных ситуативных обстоятельствах (или помимо них) приводит к совершению преступления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Выводы
Проанализировав и изучив научную, психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования мы можем сделать следующие выводы: 1. Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет ...

Сущность психологического тренинга
В отечественной психологии сложилась традиция обозначать понятием «социально-психологический тренинг» те виды тренинга, объектов воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении. ...

Характеристика объекта исследования.
Преступая к характеристике объекта исследования, мы должны отметить, что нашей целью является проверка гипотезы, о том, что сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося увеличивает позитивную мотивацию к обучению и снижает дисциплин ...