Мотивация преступного поведения не всегда прямолинейно связана с характером совершенного преступления. Принципиально важным является следующее требование: мотив не должен приписываться личности исходя лишь из внешних обстоятельств и ситуаций, его следует «извлекать» из личности. Нельзя исходить из привычных схем: корыстное преступление - корыстный мотив, хулиганство — хулиганские побуждения.3
Мотивы преступлений взрослых лиц можно классифицировать таким образом: 1) политические; 2) корыстные; 3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические; 5) легкомысленно-безответственные; 6) трусливо-малодушные (В. В. Лунеев).
С большими трудностями связано обнаружение и изучение неосознаваемых мотивов, наиболее характерных для преступлений против личности, общественной безопасности и общественного порядка. Решить эту задачу можно, если воспользоваться специальными методиками для выявления и анализа мотивов преступного поведения.4
Если опираться на данные уголовной и судебной статистики, то можно получить следующую информацию о нравственно-психологических особенностях личности преступника: совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или наркотического возбуждения; совершение преступлений из хулиганских и иных низменных побуждений; с особой жестокостью; на почве кровной мести; национальной или расовой вражды; в состоянии сильного душевного волнения и др. Так, более трети всех преступлений совершается в состоянии опьянения, а такие, как убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, в аналогичном состоянии достигают 80%.
Специальные психологические исследования выявляют у преступников высокий уровень импульсивности, чувствительности, ярко выраженную агрессивность.
Многочисленные криминологические исследования показывают, что преступники характеризуются низким уровнем юридического сознания. Совершение преступления является результатом общего неуважения к закону, отсутствия несогласия с правовыми требованиями или в силу просто их незнания, или в результате не усвоения требований правовых норм. Основными регуляторами правомерного поведения, по мнению обследованных осужденных, являются: страх наказания и боязнь нежелательных последствий.
Вышеперечисленные особенности личности преступника имеют прежде всего статистическое значение и свойственны преступнику как научному понятию. Отдельно взятый конкретный преступник может не набрать «полного джентльменского набора», что, конечно, не
означает, что эти особенности произвольно отображены или «притянуты» к понятию личности преступника. Таким образом, различным преступникам вышеперечисленные признаки присущи в разной мере. Например, они более выражены у убийц, разбойников, грабителей, реже встречаются у воров и могут быть едва ощутимы у лиц, совершающих неосторожные преступления.
В реальной жизни многие из людей, которым свойственны вышеперечисленные признаки, все-таки не совершают преступлений. Почему это происходит? Исчерпывающий ответ на сегодняшний день криминология дать пока не может. Но большинство специалистов считают, что в личности преступника проанализированные выше свойства приобретают некую критическую массу, от которой появляется эффект нового качества — способность совершить преступление. Это качество получило название «криминогенность личности преступника».
В 70—80-е годы были проведены многочисленные исследования отечественных криминологов с целью выявления такой специфической совокупности свойств. Используя метод распознавания образа, на основе большого статистического материала с помощью ЭВМ ученые пришли к выводу, что устойчивый комплекс из более чем 20 признаков, включая социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические, проявляется у 4 из каждых 5 обследованных преступников.
С учетом вышеизложенного можно сформулировать следующее определение личности преступника: совокупность социально-психологических свойств личности, которая при определенных ситуативных обстоятельствах (или помимо них) приводит к совершению преступления.
Рекомендуем посетить:
Выводы
Проанализировав и изучив научную, психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет ...
Сущность психологического тренинга
В отечественной психологии сложилась традиция обозначать понятием «социально-психологический тренинг» те виды тренинга, объектов воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении. ...
Характеристика объекта исследования.
Преступая к характеристике объекта исследования, мы должны отметить, что нашей целью является проверка гипотезы, о том, что сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося увеличивает позитивную мотивацию к обучению и снижает дисциплин ...