«Во всякой реальной человеческой деятельности, - читаем мы у Сосновского, - между предметом ее и мотивом нет ни полного разъединения, ни совпадения. В субъективном своем существовании они обязательно взаимодействуют, соотносятся, вступают в возможные противоречия» [34, с. 31].
Мотив видоизменяет исходную потребность, за которой стоит человек с его опытом, желаниями, ценностями, эмоциями.
Понятие потребности представляется психологически более широким, так как «мотив есть проявление потребности, ее конкретизация в реальном предмете». И, как считает Б. А. Сосновский, потребность находит себя не в единственном мотиве, а в «целом их наборе». Каждый мотив описывает и преобразует лишь часть общей потребности, которая не сводится к простой сумме всех мотивов вместе. Динамичная соподчинённая система мотивов является «мотивационно-смысловым образованием», в котором побуждающая функция мотива «что нужно» сливается со смыслообразующей «зачем нужно».
С. Л. Рубинштейн отмечал, что «узловой вопрос — это вопрос о том, как мотивы, характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность» [32, с. 248].
Направляющая функция мотива поэтому направляет, ориентирует скорее человека, чем его деятельность. Тем самым мотивационно-смысловые образования находят себя в предмете деятельности.
Предмет деятельности есть «то, на что направлен данный процесс в целом» [19].
Предмет деятельности в нашем случае представляет собой результат реализации ориентации человека на позицию самоутверждения. Всё сказанное возможно представить в цепи взаимосвязанных элементов:
Потребность в _Мотивационно Ориентация _ Позиция
Самоутверждении смысловое человека самоутверждения
образование
Перейдём к анализу элементов в цепи отношений: потребность в самоутверждении, мотивационно-смысловые образования, ориентация, позиция
самоутверждения.
Потребность в самоутверждении, по мнению Ю. М. Орлова, бывает трудно дифференцировать от потребности в достижениях и доминировании.
На наш взгляд, потребность в самоутверждении - понятие более психологически богатое, чем указанные.
Анализ психологической и философской литературы дал возможность обозначить три подхода к определению потребности в самоутверждении и её места среди других потребностей:
· потребность, отражающая состояние дискомфорта;
· рядовая потребность, взаимосвязанная с другими;
· самостоятельная потребность.
Первый подход определяет понимание потребности в самоутверждении как состояние дискомфорта.
А. О. Прохоров самоутверждение трактует как неравновесное состояние личности, внося его в словарь-тезаурус неравновесных состояний. Одной из характеристик неравновесных состояний является то, что они «возникают в особых условиях жизнедеятельности, в критические, сложные, трудные периоды жизни человека. Их актуализация является причиной нерационального, неадекватного, агрессивного, а иногда и трагического поведения» [28, с. 32].
Подобных взглядов придерживается В. В. Ковров. Самоактуализацию (близкое самоутверждению) он определяет как «потребностное психическое состояние, переживаемое и осознаваемое человеком как интегральное ощущение некоторого неблагополучия, дискомфорта .»
Нам ближе точка зрения Б. И. Додонова о том, что потребностные состояния - это «лишь сигнал о том, что процесс удовлетворения потребности натолкнулся на трудности и достиг той фазы, когда он не может далее осуществляться без тщательной ориентировки во внешней ситуации и развития мотивированной активности с целью её использования, преобразования» [16, с. 23]. Самоутверждение происходит не «из-за», а «вопреки» дискомфортному состоянию.
Рекомендуем посетить:
Бизнес – леди. Мифы о женском украинском
предпринимательстве
Проблемы участия женщин в бизнесе в Украине мало исследованы, в отличие, например, от анализа "женской безработицы" или "бедности". Формирование среднего класса как условие стабилизации общества невозможно представить ...
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его ...
Сознание.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и пр ...