Семья как социальный институт

Страница 3

Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, говоря языком науки, – воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка [17.- с. 56-59 ].

А. С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни.

Таким образом, будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд функций (от лат. functis – действие), важна для общества, необходима для жизни каждого человека [19.-с.121-123].

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается остальной мир и свое место в нем .

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее возникшие . Между функциями, по мнению исследователей, существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость; поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой [18.-с. 34-36].

М.А. Галагузова выделяет следующие функции.

1) Репродуктивная (продолжение рода) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться и воспитывать их. Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д. Дело заключается в том, что для поступательного развития человечества важно и количественное, и качественное воспроизводство населения.

2) Хозяйственная функция – обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупку продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи, уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность. Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Общественная активность: содержание, роль и формы.
Проведенный анализ научно - методической литературы, позволил уточнить различные точки зрения на активность и общественную активность личности и ее развитие. Рассмотрение родового понятия «активность», позволило определиться с собственным ...

Природа и структура агрессии в отечественной и зарубежной литературе
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к: врожденным побуждениям и задаткам; потребн ...

Тайны языка тела
Кинесика наука, занимающаяся исследованием языка тела, называется кинесикой. Она различает два вида сигналов — аналоговые и цифровые. Аналоговые — неязыковые — сигналы являются непосредственными, образными, построенными на аналогии с явле ...