Общественная активность: содержание, роль и формы.

Страница 1

Проведенный анализ научно - методической литературы, позволил уточнить различные точки зрения на активность и общественную активность личности и ее развитие. Рассмотрение родового понятия «активность», позволило определиться с собственным педагогическим его пониманием как непрерывного процесса накопления и проявления потенциального в личности, обеспечивающего расширение и углубление ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой посредством социальных, педагогических, психологических факторов.

Личность рассматривается в современной науке как активное, деятельное существо, а становление личности детерминируется как ее собственными потребностями, так и внешними условиями жизнедеятельности и педагогическими воздействиями.

С опорой на определения нами было уточнено понятие общественной активности личности.

Опираясь на труд М.В. Колесниковой можно уточнить понятие общественной активностьи – это сложное состояние и одновременно свойство личности по осуществлению осознанной, интенсивной, самодетерминированной внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности, направленной на преобразование себя и социума в соответствии с задачами общественного развития.

Существуют различные точки зрения на феномен общественной активности в контексте образовательного процесса, и можно определить, что общественная активность часто раскрывается и истолковывается альтернативно. А развитие творческой познавательной активности приводит к формированию общественной активности личности.

Формирование общественной активности в педагогическом аспекте - это создание стройной системы педагогических ситуаций в рамках процесса обучения и воспитания, которые включают в себя определённые цели, оптимальные формы и методы, что предполагает создание определённых организационно-педагогических условий. Кроме того, важно иметь четкое представление о критериях, по которым можно судить о сформированности общественной активности, а затем и об эффективности реализации организационно-педагогических условий.

Опираясь на критериальную базу сформированности общественной активности, в отечественной психологии [ ] определены следующие критерии и показатели развития общественной активности:

ü информационно-мотивационный - стремление к получению знаний, информации, к активной деятельности;

ü деятельностный – репродуктивная деятельность по выполнению полученных заданий на семинарах, лабораторно-практических занятиях, во время самостоятельной работы, активная творческая деятельность, предполагающая самостоятельность в выполнении заданий, выдвижение собственных идей;

ü творчески-рефлексивный - инициативно-творческая деятельность студентов педагогического вуза.

Критерии и показатели общественной активности позволили выделить уровни общественной активности студентов:

1) исходный уровень (готовность к получению знаний, информации);

2) низкий уровень (готовность к определенным действиям на основании полученных знаний и мотивация на деятельность);

3) средний уровень (выполнение заданных действий на основании имеющихся знаний, мотивация на самостоятельную деятельность);

4) высокий уровень (проявление самостоятельности в деятельности, ее анализ);

5) высший уровень (реализация собственных идей, проявление творчества, анализ деятельности, самореализация и самокоррекция).

Навыки общественно активной деятельности студенты приобретают в ходе разработки и участии общественных творческих проектов и мероприятий,

Студенчество – отдельная возрастная категория. Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева [ ]. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Нервная ось
В организме человека сложно представить себе какие-либо психические реакции, не приводящие к соматическим изменениям, и наоборот. Именно поэтому полное понимание стресса возможно лишь при изучении как психических, так и физиологических ег ...

Научно-методическая основа организации деятельности специального психолога и оказания психологической помощи детям
Основная цель школьной психологической службы - способствовать психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает: а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функциониров ...

Природа и социально-психологическая сущность насилия
Насилие – это сложный и многоаспектный феномен. Оно изучается различными науками: философией, историей, социологией, правом, психологией и другими науками. В понимании феномена насилия есть два крайних подхода – широкий и узкий, каждый и ...