Учение о душе возникло в Vв. до н.э. - XVII в н.э. Оно складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Зарождение науки в Древней Греции связывают с двумя обстоятельствами:
1. учение образовалось как внешнее, по отношению к религии и отделилось от нее.
2. упорядоченность космоса (всего сущего) была признана не по власти сверхсущества, а основанной на законе.
Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для критики. Цель построения усения о душе состояла в выявлении ее свойств и изучении закономерностей ее существования. Вторым событием, определившим ход развития учения о душе был переход от анамизма к гилозизму – учению о материальности бытия и неотделимости жизни от материи, о всеобщих свойствах материи. Это учение ввело положение о целостности наблюдаемого мира, а также сделало душу предметом, открытым для изучения.
Важнейшие направления развития учения о душе связаны с именем Платона (347-427 г.г. до н.э.) и Аристотеля (322-384 г.г. до н.э.). Платон провел границу между материальным вещественным телом и невещественной, нематериальной душой, между «смертным» и бессмертным». Принципиально иное представление было дано Аристотелем в его трактате «О душе». Согласно Аристотелю – душа – форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение противоречит Платону, но оба они едины в том, что душа – есть цель активности живого тела. Души организмов разных типов, согласно Аристотелю, представляют разные способности и силы души, есть три типа души – растительная, животная и разумная, т.е. человеческая.
Таким образом, Аристотель дал одну из наиболее ранних формулировок объяснительного принципа психологии.
Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (287-372 г.г. до н.э.) в трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров, развивая представления Аристотеля о свойствах человека мыслить, запоминать, делать умозаключения.
Учение о душе широко использовалось в античной медицине. Гиппократ (ок.337 -460 в. До н.э.) сформулировал положение о том, что органом мышления является мозг Он разработал учение о темпераментах, предполагающее ведущую роль в определении темперамента четырех основных жидкостей организма (кровь, флегма, желтая желчь, черная желчь). Римский врач Клавдий Гален (130-200 г.г. до н.э.) продолжил эту линию и выявил двигательную и чувствительную функции спинного мозга.
Успехи, достигнутые античными философами остаются фундаментальными и по сей день.
С пятого по семнадцатый век до н.э. в работах Боэция, Фомы Аквинского, Аврелия Августина, Дунса Скотта складывается представление о личности. Важно заметить, что работы эти подвержены влиянию христианской теории и философии. Вершиной и завершением формирования психологии в рамках учения о душе стала система взглядов Френсиса Бэкона. Исследования души предполагались как часть единой науки о человеке, построение которой планировал Бэкон. Новизна подхода состояла в том, что Бэкон предлагал отказ от умозрительного исследования души и переход к эмпирическому.
Философская теория познания, учения об опыте и сознании формировались с середины XVII до середины XIX в.в. Представления о душе радикально изменились после того, как Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Интроспекция, по мнению Декарта, была настолько очевидно, что была применена им для доказательства существования самого объекта, сформулированного в афоризме cogito ergo sum (мыслю, значит существую).
Согласно этому критерию душой обладает только человек и именно душа – носитель сознания. Декарт предложил решение психофизической проблемы: согласно его теории душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления. Декарт также ввел представление о рефлексе.
Учение Декарта составило основу нового психологического знания, поскольку оно ввело представления:
1. о доступности внутреннего мира через интроспекцию,
2. о рефлексе, как механизме поведения,
3. о ведущей роли внешнего мира в детерминации поведения, а также ее механистическую интерпретацию,
4. о психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.
Теория познания – гносеология, развитие которой было определено этими важными факторами. Учение о сознании формировалось в рамках теории познания. В середине семнадцатого века опыт был принят как предмет философской теории познания. Понятия опыта включали идеи, ощущения, чувства и результаты самонаблюдения. В это время сложилось и доминировало представление, что знание основывается на опыте.
Именно важнейшая роль представления об опыте предопределила возникновение эмпирической психологии. Этот термин, введенный Христианом Вольфом подчеркивал задачу изучения конкретных явлений в психической жизни, самонаблюдения, в отличии от рациональной психологии.
Рекомендуем посетить:
Толерантность как способ разрешения и предупреждения конфликтов
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия.
Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть ...
История появления тренинга как метода
История создания тренингового метода решения проблем (от англ. training - специальный тренировочный режим, тренировка, обучение, дрессировка) относится к середине 40-х годов и связана с трудами К. Левина. Он пришел к выводу, что люди в гр ...
Параметры анализа группы в социальной психологии
Традиционно принято выделять две группы параметров, достаточно полно описывающих особенности той или иной малой социальной группы:
• характеризующие группу как целое;
• характеризующие человека как члена группы.
Первая группа параметро ...