Наша работа раскрывает особенности влияния индивидуальных и личностных характеристик на специфику формирования психологической грамотности в структуре базовых компетенций психологической культуры личности. Объектом работы выступает психологическая культура личности. Предметом – психологическая грамотность в структуре базовых компетенций психологической культуры личности. Целью работы является анализ психологической грамотности как фактора становления психологической культуры личности на теоретическом и экспериментальном уровне.
В свете современных постклассических тенденций в области методологии науки особенно перспективным нам видится семиотическое описание психологической грамотности, представляющее данный феномен в качестве ментальной знаковой системы, системы психологических знаний, умений, навыков личности в области психологического познания и интерпретации мира дискурса и/или его объектов. Критериями измерения психологической грамотности в данном понимании являются, прежде всего, перцептивные, аналитические, прогностические умения в области познания и интерпретаций явлений психического порядка.
В своей работе мы попытались выполнить как диагностический, так и исследовательский подход к эмпирической оценке фактора психологической грамотности в диагностике психологической культуры личности. Для проведения исследования были привлечены студенты женского пола 3-го (N = 26 человек), 4-го курса (N = 24 человека) АлтГУ Факультета Психологии и Философии, специальности «Психология» и «Клиническая Психология», возраст – 19-21 год. В качестве критериального диагностического инструмента использован тест «Психологическая грамотность» Л.С. Колмогоровой, который нацелен на диагностику различных типов психологических знаний, умений, навыков личности.
В задачи исследования входило:
1. Показать достоверное изменение (приращение) психологической грамотности личности с обучением на факультете психологии и философии АлтГУ.
2. Определить содержательную специфику фактора психологической грамотности личности студентов-психологов на разных этапах обучения.
3. Раскрыть особенности влияния фактора психологической грамотности личности на становление психологической культуры студентов-психологов на разных этапах обучения
Экспериментальные гипотезы включали 2 утверждения:
1. Содержательная валидность фактора психологической грамотности включает различные компоненты, по разному проявляющихся на разных этапах обучения.
2. Развитие психологической грамотности у студентов-психологов отражается на изменении соответствующих характеристик личностного профиля на разных этапах обучения.
Обе гипотезы нашли свое подтверждение в исследовании.
Попарное сравнение средних значений показателей психологической грамотности между массивами (студенты 3-го и 4-го курса) по суммарному баллу выявило статистически достоверные различии, равно как и исследование суммарного тестового балла в лонгитюде внутри одного массива (р = 0,05).
В разное время исследователи искали истоки стремлений к власти в разных психологических образованиях – ценностях, мотивах, способностях, даже задатках, разгоралась дискуссия между защитниками теории черт и кросс-ситуативных теорий лидерства и власти, однако к единому мнению так и не пришли. Теории самомониторинга Марка Снайдера с момента своего появления в 1974 г. является попыткой снять остроту противоречий в вопросе о зарождении власти на межличностном уровне. Несмотря на большое количество исследований взаимосвязи самомониторинга с феноменом лидерства, вопрос о роли самомониторинга в стремлении и достижении политической власти до сих пор остается не затронутым специалистами.
В нашем исследовании было задействовано две группы. Первая группа - студенты и аспиранты МГУ им. М.В. Ломоносова (70 человек). Вторая группа - лидеры и активные участники региональных молодежных политических движений демократического толка (79 человек). Мы предположили различный уровень самомониторинга в зависимости от присущего группе уровня политической активности и политического лидерства, а также различную связь с основными механизмами достижения и реализации лидерства, а именно – макиавеллизмом и авторитаризмом. Почти все гипотезы нашего исследования подтвердились, кроме того, были обнаружены дополнительные данные, касающиеся феноменологии самомониторинга.
Рекомендуем посетить:
Классификация видов стресса
Вследствие слишком широкого и расплывчатого определения термина стресс, а также разной его трактовки различными авторами, единой классификации, способной представить все характерные черты отдельных видов стресса, составлено не было. Разли ...
Причины развития стиля негармоничного семейного воспитания «Доминирующая
гиперпротекция», его влияние на ребёнка.
В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как "семейная психо ...
Диагностические возможности сказки.
Обозначим основные переменные, по которым может быть оценена сказка как диагностический инструмент.
Трудозатраты. Процедура, как правило, необременительна ни для клиента, ни для психолога, она проста и кратка.
Гибкость процедуры. Достои ...