Качественно своеобразный темперамент всякого отдельного человека, отличающий его от других людей, называется индивидуальным темпераментом. Индивидуальных темпераментов существует столько, сколько существует людей. Однако внимательное изучение индивидуальных темпераментов позволяет выделить в них некоторые общие и существенные черты, присущие темпераментам многих людей. Эти общие черты темперамента и называются типом темперамента.
Тип темперамента устанавливается в зависимости от характерных особенностей основных компонентов всякого темперамента:
· скорости протекания психических процессов,
· силы их выражения в движениях, мимике и жестах,
· степени эмоциональной возбудимости,
· устойчивости настроений и характера их смены (быстрая, резкая или медленная и спокойная смена настроений).
Исходя из этих признаков темперамента, можно говорить о четырех типах темперамента: сангвинический темперамент, холерический темперамент, флегматический темперамент, меланхолический темперамент.
Эти типы темпераментов являются научной абстракцией, так как в жизни встречаются не типовые, а индивидуальные темпераменты. В индивидуальном темпераменте одни черты типического темперамента могут быть выражены ярче, другие — слабее, они могут сочетаться с некоторыми чертами другого типического темперамента, так как сложный индивидуальный темперамент всегда качественно своеобразен.
Среди индивидуальных темпераментов нередко встречаются так называемые ярко выраженные темпераменты; это темпераменты, в которых преобладают черты какого-либо одного типического темперамента. Обычно о человеке такого темперамента говорят, что он ярко выраженный, или типичный, холерик, сангвиник и т. п. Знание типических темпераментов облегчает возможность понимания индивидуального темперамента. Именно в этом и заключается смысл учения о типах темпераментов.
Темперамент человека отличается пластичностью и изменяемостью, а не представляет собой чего-то застывшего, раз навсегда данного, постоянного и неизменного. Темперамент может быть изменен в процессе воспитания, он меняется в связи с возрастом; меняется он и под влиянием сильных психических потрясений, болезней и т. п.
"В биологическом плане следует при изучении темпераментов учитывать, что нервная система человека, в первую очередь, головной мозг работает в "тесном содружестве" с деятельностью желез внутренней секреции и с работой внутренних органов. В темпераменте отражается единство работы всех отделов головного мозга (коры, подкорки, гипоталамической области, ретикулярной информации и др.). В связи с этим следует вспомнить желчность печеночных больных, эйфоричность туберкулезных, невротическое состояние у гинекологических больных, раздражительность при гипертонической болезни, суетливость и раздражительность при тиреотоксическом зобе."[28, с. 146]
Изучение вопроса о влиянии темперамента на успешность деятельности привело исследователей к разработке понятия "ИСД" - индивидуальный стиль деятельности - "неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы найти стиль деятельности, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям."[11]
Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы.
О темпераменте можно судить по внешним проявлениям:
· по эмоциональной возбудимости (проявлению радости, гнева), по силе эмоций (поверхностные или глубокие чувства),
· по проявлению тревожности,
· по способности концентрации внимания,
· по непроизвольным движениям,
Рекомендуем посетить:
Анализ учебной мотивации и психологического благополучия подростков как
факторов образовательной среды
До недавних пор считалось, что в нашей стране одна из самых лучших систем образования. В начале нового тысячелетия было проведено международное исследование, направленное на измерение уровня знаний и умений учеников 10-х классов по разным ...
Классификация групп
Показательно, что содержание, способ возникновения, форма осуществления, длительность существования совместной деятельности, количество и характер взаимосвязей ее участников являются главными основаниями классификации групп. По числу учас ...
Стили руководства.
Одной из наиболее изученных вопросов в сфере руководства и лидерства является проблема стиля управления. Под стилем управления понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк ...