Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классах различного профиля

Психологические материалы » Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классах различного профиля

При значительном изменении общей ситуации в современном обществе максимально актуализируется роль и значение человека, человеческого фактора. Проявляя активность, человек добивается поставленной перед ним цели, чем значительнее полученные результаты его деятельности, тем более успешным считается он как личность, тем более высокое положение занимает в современном обществе. Как правило, человек добивается больших успехов в жизни, если работа, социальное окружение соответствует его индивидуально-психологическим особенностям.

На успешность личности имеют влияние многие факторы. Вот некоторые из них:

· Умеет ли человек общаться с другими людьми, проявляет ли при этом толерантность [70].

· Стремится ли человек достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности, владеет ли социальными нормами, правилами (социальная адаптация) [58].

· Наличие невысокого уровня тревожности, помогающей мобилизоваться и, следовательно, способствовать успешности деятельности этого человека [15].

· Мотивирована ли личность на достижение успеха, как в деятельности, так и в межличностном общении и взаимодействии [42].

· Какие побуждения движут этой личностью: социоцентрические или эгоцентрические [50].

Успешность взрослого человека в современном обществе принято определять по его социальному положению: занимаемой должности, материальному благополучию и другим категориям, определяющим права, обязанности и привилегии этой личности.[50].

Человек становится успешной личностью только под влиянием семьи, друзей и школы [37]. Поэтому задачи изучения индивидуально - психологических особенностей личности учащегося оказались в центре внимания и явились предметом содержательного анализа в нашем исследовании.

Актуальность

нашего исследования определяется тем, что индивидуально - психологические особенности являются важными факторами, детерминирующими успешность деятельности человека в целом, модулируют адаптационные процессы при изменении тех или иных факторов внешней среды [54].

Однако материалы, накопленные в данной области исследования, не только разнообразны, но и противоречивы.

В социальной психологии под индивидуально – психологическими особенностями личности понимают такие особенности, которые имеют влияние на полноценное развитие личности, стиль её поведение, общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми, а, следовательно, влияют и на успешность жизнедеятельности этой личности в условия окружающей её социальной реальности[60]. К индивидуально – психологическим особенностям относят:

· характер;

· темперамент;

· акцентуацию личности;

В своём исследовании мы будем рассматривать такие индивидуально-психологические особенности личности учащихся, как: акцентуация, темперамент, характер, как наиболее актуальных в этом возрасте и имеющих с нашей точки зрения наибольшее влияние на выбор профиля обучения. Наш выбор подтверждается и уже имеющимися научными фактами, изложенными в трудах Бодалева А.А, Л.И., Пряжникова Н.С., Фельдштейна Д.И., Личко А.Е., Андреевой Г.М., Менделевича В.М. и многих других [12], [50], [65], [40], [4], [44].

К моменту окончания неполной средней школы очень часто у учащихся возникает проблема выбора профиля обучения. Поэтому проблема исследования

заключается в том, чтобы изучить индивидуально-психологические особенности учащихся и доказать, что они имеют большое значение для профессионального и личностного самоопределения молодого человека.

На основе сформулированной выше проблемы исследования цель

провести сравнительное исследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классов разного профиля

Рекомендуем посетить:

Понятие психологической оценки
Наиболее строгий и детальный подход к проблемам, связанным с различными аспектами психологической диагностики, представлен в монографии Л. Ф. Бурлагука «Психодиагностика». В ней предельно подробно и доказательно рассматриваются практическ ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения разв ...

Понятие кризиса
Из возрастных кризисов наиболее разработаны, как уже было сказано, детские и подростковые кризисы. Это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во мног ...