6)Увещевательный стиль характерен для родителей, проявляющих по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитающих увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий. Дети в таких семьях, что называется, “садятся на голову”, возникают ситуации из басни Крылова «А Васька слушает, да ест».
7) Отстранённо-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно - отстранённое отношение матери.
8) Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к “поздним” детям, когда долгожданный ребёнок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребёнка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
9) Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слёз, ругани до умилительно - ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей.
Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.
Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и ребёнка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детей.
Особенно опасны авторитарность, жёсткость, чрезмерное доминирование матери. Такого рода жёсткое авторитарное поведение депривирует психическое развитие детей и чревато неприятными последствиями. В том случае, если у ребёнка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно - психическим заболеваниям. В случае же, когда у ребёнка сильный тип нервной системы, доминантность, жёсткость матери приводит к тяжким, невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяжким преступлениям[53].
Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поощрений, практикуемых в семье. Как чрезмерное попутительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребёнка.
Становится очевидно, что становление агрессивного поведения начинается в семье. На него влияет степень сплочённости семьи, степень эмоциональной близости между родителями и ребёнком, стиль семейного руководства. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. У детей один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией.
Подростки, дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению.
В подростковом возрасте особенно ярко проявляются акцентуации характера, отличающиеся тем, что при действии психогенных факторов, адресующихся к наиболее «слабому», уязвимому месту соответствующей акцентуации, могут наступать нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении[54].
Рекомендуем посетить:
Законы и закономерности обучения.
Закономерности - это устойчивые, существенные повторяющиеся в определенных условиях взаимосвязи. Закономерности в образовании определяются как законы при условиях:
а) четкое, объективно устанавливается связь в обучении;
б) полностью исс ...
Готовность детей с нарушениями в развитии к школьному обучению
К концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей не формируется психологической готовности к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для пере ...
Модели управления
К началу XX века стали складываться определенные предпосылки для становления научного управления.
Возникновение научного управления обычно связывают с работами Ф. Тейлора, в частности с выходом в свет в 1911 году его книги "Принципы ...