Не смотря на устойчивость стереотипных представлений, процесс изменения гендерных стереотипов обусловлен объективными условиями - социально-экономическими и политическими трансформациями, а также субъективными - индивидуально-психологическими особенностями и условиями социализации личности. Стремление к равноправию полов, как социальный фактор, влияет на изменение социальных представлений и стереотипов мужчин и женщин друг о друге и о самих себе. При этом традиционное представление о существенных различиях интеллектуальных особенностей мужчин и женщин, т.е. комплекс социальных стереотипных представлений о "мужском" и "женском" уме, входит в определенное противоречие с идеей равноправия.
На фоне существенно выраженного компонента, относящегося к оценке "ума", в многочисленных исследованиях гендерных стереотипов, представленных в литературе, обыденные современные представления о "мужском" и "женском" уме остаются недостаточно изученными. Данная работа направлена на изучение социальных стереотипов "мужского" и "женского" ума в контексте современной российской культуры.
В обыденном сознании интеллект (ум) не абстрагирован от того, кому он реально принадлежит, поэтому предметом проводимого исследования стали представления об умном мужчине и умной женщине. Ниже представлена часть исследования, которая проводилась с помощью анкеты, разработанной И.А. Мироненко на основе модели обыденных представлений об интеллекте Р. Стернберга, опрошено 107 человек. Испытуемым предлагалось оценить по 7-балльной шкале выраженность у "умного мужчины", "умной женщины", "типичного мужчины" и "типичной женщины" 9 свойств интеллекта:
1) умение применять знания для решению практических задач;
2) ясность и беглость речи,
3) способность видеть различия и согласовывать различные точки зрения,
4) умение настойчиво искать и находить необходимую информацию,
5) знания о мире, умение использовать опыт,
6) сообразительность, умение мыслить абстрактно;
7) способность понимать других людей и предвидеть их поведение;
8) хитрость;
9) способность использовать других людей в своих целях.
Значимые различия между оценками интеллектуальных свойств "умного мужчины" и "умной женщины" выявлены лишь в отношении свойств №№ 7, 8,9. Значимые различия в оценках типичных представителей полов обнаружены фактически по всем выделенным параметрам, кроме свойств №№ 1 и 5. Данные результаты подтверждают гипотезы 1 и 2.
Значимых различий в представлениях об "умном" мужчине и "умной" женщине между респондентами мужского и женского пола не выявлено. Значимые различия в оценках свойств типичной женщины респондентами мужского и женского пола выявлены по свойствам № 4, 8 и 9, а типичного мужчины - по всем свойствам, кроме №9. Данные результаты подтверждают гипотезу 2.
Оценки свойств типичного представителя своего пола мужчинами в отношении всех свойств, кроме первого, значимо выше, чем соответствующие оценки, даваемые женщинами. Однако тенденция более высокой оценки свойств ума типичной представительницы своего пола у женщин не проявилась. Более того, оценка свойств ума № 4, 8 и 9 мужчинами у типичной женщины выше, чем соответствующая оценка самими женщинами. Таким образом, гипотеза 3 подтвердилась частично, лишь в отношении мужчин.
Термин "стереотип" был введен американским публицистом Вальтером Липпманом в 1922 г. в значении "картина, образ в голове человека" и впоследствии проник в различные области знания. Со времени появления термина стереотипы стали предметом многостороннего изучения разных наук: от социологии и психологии до лингвистики и философии языка. В самом общем смысле стереотип - это упрощенный, схематизированный, привычный канон мысли, образ восприятия и поведения.
Результаты исследований явления стереотипизации показывают, что стереотип, помимо набора содержательных характеристик (обобщенность, упрощенность, устойчивость и т.п.), включает в себя эмоционально-оценочный компонент. Эта же особенность, а именно направленность на характеристику человека как субъекта деятельности, отличает и фразеологизмы: они "оценивают человека с точки зрения физических, психических, морально-этических, интеллектуальных качеств, характеризуют его в отношении социальной принадлежности, рода занятий, возраста и жизненного опыта, родственных связей" (Жуков, 1986).
Рекомендуем посетить:
Структуралистские идеи в психотерапии
В гуманитарном знании XX столетия трудно найти проблему, в решение которой структурализм не внес бы своего вклада. Не будет, наверное, преувеличением сказать, что структуралистская трактовка человека и мира как текста, точнее, суммы текст ...
Влияние снижения слуха на психическое развитие ребенка
Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводит к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, в обще ...
Основные теоретические представления о феномене
Задатки родителя (будущего) есть абсолютно у каждого человека, у кого-то больше, а у кого-то меньше. Тем не менее, для того, что бы родительство было правильным и эффективным, необходимы не только интуитивные знания и представления об это ...