Стоит отдельно рассмотреть религию как часть общей культуры, которая
также оказывает влияние на развитие духовной сферы человека. Религия - это тип мировоззрения, господствующий в обществе. Она диктует нормы морали, правила поведения, общественные ценности, причем подчас в строгой, догматической форме, не оставляя права выбора и места для размышлений. В настоящее время широко распространен стереотип о том, что современная молодежь довольно набожна. На первый взгляд, несомненно. Большинство молодых людй в настоящее время называют себя верующими людьми. Лишь немногие в Бога не верят. Но при более тщательном рассмотрении отчетливо можно уловить некоторую поверхностность этой веры. Большинство верующих не исполняет обрядов христианской религии (не ходит в храмы, не исповедуется, не соблюдает религиозных праздников). В защиту этой точки зрения могут служить данные о причине веры в Бога. На первом месте среди причин собственной веры - необходимость в ней, желание получить надежду, уверенность в будущем дне, причем культивируют силу и уверенность не в себе, а во внешнем факторе. Среди других причин веры наиболее часто упоминается меркантильный интерес, то есть помощь от Бога в обмен на веру в него. Таким образом, по сравнению с прошлыми годами, количество верующих несомненно увеличилось, однако необходимо отметить, что акцент делается на психотерапевтические факторы религии, нежели чисто философские моменты. То есть люди ищут в Боге опору, защиту в трудные минуты жизни и при этом совершенно не задумываются над такими теологическими аспектами религии, как сущность Бога.
Необходимо рассмотреть влияние политической ситуации на сознание молодежи. Прежде чем начать рассмотрение этого фактора, необходимо сказать несколько слов о сущности такого явления, как государственная идеология.
Государственная идеология - политика государства по формированию образа мыслей и стиля поведения своих граждан, направленное на установление контроля над развитием личности человека, стандартизовав ее и сформировав в ней именно те качества, что нужны обществу и государству.
В современной России имеется государственная идеология. Это так называемая идеология либерализма, впервые появившаяся в Англии. Основной
постулат: преобладание личных интересов над общественными (общество нужно постольку, поскольку оно помогает отдельному его члену)[33]. Основные ценности: свобода человека в решениях и действиях, самодостаточность человека, отсутствие
реальных механизмов создания ответственности за свои поступки перед другими людьми.
Политический процесс в России формирует новые представления о современной власти, о роли государственных структур в жизни общества, которые, став устойчивыми элементами политического сознания, будут еще долгие годы обусловливать политические процессы в государстве. Социальные стереотипы являются мощным средством манипулирования политическим сознанием всех слоев общества. Процесс тиражирования политической информации, имеющий цель вызвать в сознании и поведении людей однородную реакцию, возможен только через использование определенных социальных стереотипов, на основе которых у военнослужащих создаются свои собственные поведенческие и психологические мотивы. Возникает вопрос, какой набор социальных стереотипов создает сегодняшняя политическая система для ее успешного функционирования, какие политические ценности несут эти стереотипы, какое влияние окажут они на становление личности в политике?
Рекомендуем посетить:
Сущность, структура и функции сознания
Сознание, как идеальное отражение, являясь, существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. На основе языка и в связи с ним в истории человечества развились и другие спосо ...
Пространственная и временная организация тренинга
Как правило, в процессе работы участники тренинга садятся в круг. Подобное расположение выбирается потому, что оно дает ряд преимуществ. В кругу обеспечивается: наилучший взаимный обзор, высокий уровень вовлечения в работу; все находятся ...
Структуралистские идеи в психотерапии
В гуманитарном знании XX столетия трудно найти проблему, в решение которой структурализм не внес бы своего вклада. Не будет, наверное, преувеличением сказать, что структуралистская трактовка человека и мира как текста, точнее, суммы текст ...