3. Процесс придания смысла тому, что происходит вокруг нас, является основополагающим, то есть "огромное количество ключевых признаков должно быть подвергнуто интерпретации и соотнесено с выстраиваемой нами теорией по поводу наблюдаемых социальных контактов, в которых мы так или иначе участвуем". [21;180]
4. Пока внешняя информация тождественна внутренней картине, окружающая действительность воспринимается как нечто само собой разумеющееся, так как она привычна. Почему? Потому что каждый имеет известные планы на будущее ("картину будущего"), которые придают предсказуемость окружающему миру. Реализация и подтверждение этих планов почти всегда зависят либо от окружающих, либо от собственного тела.
5. Когда окружающие или наше тело нарушают предсказуемость событий, возникает то, что, мы называем кризисом.
Исходя из этого, мы можем дать еще одно определение кризиса как феномена, как психологической реальности. Кризис - это "потрясающий основы существования человека вызов его представлениям о себе и своем месте в мире". [3;12]
Почему он возникает? Потому что "внезапно наступает момент, когда имеющаяся у человека картина мира оказывается полностью несостоятельной" [2;181]. Нужно время для того, чтобы осмыслить, усвоить и принять новую информацию. Но из-за внезапности поступления информации, времени для осмысления просто нет. Пространство времени осмысления занято кризисом.
К основным эмпирическим событиям, способным привести к кризису относят:
- смерть или болезнь близкого;
-тяжелое заболевание, в результате ощущается беспомощность и зависимость от значимых других;
- отделение от родителей, семьи, друзей,
- изменение внешности;
- смена социальной обстановки;
- женитьба;
- резкие изменения социального статуса.
Таким образом, основными причинами возникновения кризиса являются следующие:
- значимый "другой" ведет себя не так, как мы ожидаем;
- наше тело повергает нас в состояние болезни или травмы;
- возникают весьма значительные нарушения привычного хода событий (катастрофы, бедствия и др.).
Процесс переживания кризиса усугубляется действием ряда факторов, к которым можно отнести следующие:
1. Когнитивная ригидность, т.е. нежелание человека изменить собственные представления. Каждый должен упреждающим образом реагировать на возможные изменения в окружающем мире, уметь приноровиться к этим изменениям раньше. "Люди, находясь в состоянии кризиса, - замечает
Г. Перри, - нередко, вместо того, чтобы провести ревизию своего понимания мира и себя, цепляются за старые представления, что существенно ограничивает их возможности и будущие действия". [21;183] Важным в этом отношении является поиск альтернативных вариантов действий.
2. Категоричность в восприятии альтернатив. Чем их меньше, тем меньше пространства для маневра.
3 Наличие неверных представлений и установок ("относительно безвредные в обычных обстоятельствах, они могут создавать проблемы на фоне сильного стресса". [6;18] Что обычно понимается под такими представлениями и установками? Во-первых, представление о том, страдание есть залог добродетели. Во-вторых, неверное представление о том, что страх можно преодолеть, избегая контакта с его источником. Наконец, в-третьих, установка, гласящая, что стыдно быть счастливым, когда вокруг так много несчастья Особенно это характерно для нашего менталитета. У людей возникает чувство психологического дискомфорта из-за того, что многие люди страдают и несчастны, в то время как тебе хорошо и ты чувствуешь себя счастливым. Возникает трудно объяснимое состояние, когда человек несчастлив своим счастьем. [16;76]
4. Инерция мышления. После кризисного события разум продолжает использовать старые планы, былые представления и пытается заставить реальность соответствовать им. Это неизбежно, таковы особенности человеческого восприятия. В этих условиях создать новую картину мира непросто по ряду причин. Во-первых, наличие какой-нибудь картины, плана всегда лучше, чем их отсутствие. Любая картина, план придают смысл окружающим событиям. Бессмысленность же переносится человеком с трудом. Во-вторых, мы не можем мгновенно поверить во что-то новое. Нужны не малозначимые корректировки картины мира или образа "я", а коренное переосмысление всего существующего. Это не достигается сразу и безболезненно
5. Стремление избежать болезненных эмоциональных переживаний. Радикальное несоответствие между внутренней картиной мира и сигналами, которые поступают извне, вызывают эмоции. Эмоции - это сигналы о необходимости уделить чему-то больше внимания, пока оно не переросло в большую проблему. Как метко заметила Г. Перри, "мы выбираем кратковременное освобождение от тревоги, которое получаем ценой появления проблем, требующих длительного решения. Когда кризис, в конце концов, поражает нас, то, изначально проявившийся как опасение, досада, печаль, перерастает в панику, ярость и отчаяние, то есть переживание, в значительно меньшей степени поддающееся управлению" [21;186]
Рекомендуем посетить:
Природа возникновения кризиса
Каждый из нас на протяжении всей предшествующей жизни неоднократно встречался с понятием "кризис". Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе обще ...
Диагностические возможности сказки.
Обозначим основные переменные, по которым может быть оценена сказка как диагностический инструмент.
Трудозатраты. Процедура, как правило, необременительна ни для клиента, ни для психолога, она проста и кратка.
Гибкость процедуры. Достои ...
Эмоциональный интеллект
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)
(англ Emotional intelligence) — психологическая концепция, возникшая в 1990 году, и введенная в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером. На данный момент существует несколько концепций эмоциональ ...