Каждый из нас на протяжении всей предшествующей жизни неоднократно встречался с понятием "кризис". Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе общества, о кризисе в течении жизни больного, о кризисе, переживаемом отдельным человеком.
Дословно "кризис" (krisis) в переводе с греческого означает решение, поворотный пункт, исход.[17;178] В курсе кризисной психологии эта категория понимается:
- во-первых, как жизненный кризис, т.е. поворотный момент в жизни человека, а не общества;
- во-вторых, обычно понимается как тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т.п.; как эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни.
Таким образом, кризис - это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности (или затрудненности) жить как прежде и незнания как жить дальше, а также мучительным переживанием своего нового "Я". [7;44]
В отечественной психологии кризис, как психологический феномен, рассматривается обычно в трех значениях:
-как особое состояние, имеющее свои субъективные и объективные характеристики;
- как процесс переживания. [1;73]
Как социально-психологическая ситуация кризис рассматривается в ряду таких явлений, как "временное отношение", "хроническое отклонение" и "слом" Как особое состояние кризис проходит несколько стадий:
- шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий);
- осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки "разрушить реальность");
- острое горе и отчаяние (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии);
- реорганизация и рождение нового (создание образа памяти).
Как процесс переживания, кризис рассматривался российским психологом Ф.Е. Василюком. Приведем основы его концепции: [7;46]
- внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего жизненного замысла;
- психологическим "органом", осуществляющим замысел, несмотря на неизбежные трудности и сложности мира, является воля;
- когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данной изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая критическая ситуация - кризис;
- таким образом, кризис - это критический момент и поворотный пункт жизненного пути, когда реализация жизненного замысла серьезно затрудняется, либо становится невозможной;
- динамика кризиса: он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла (испытания) и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации.
- процесс переживания может протекать в двух формах:
а) когда, реализация жизненного замысла серьезно затрудняется и осложняется (при этом сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни);
б) когда реализация жизненного замысла становится невозможной (в этом случае происходит метаморфоза личности, перерождение и принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа Я). [7;47]
Попытаемся теперь заглянуть за фасад явления, называемого "кризис", то есть попытаемся понять, что же происходит во время кризиса в психике человека.
Несколько предварительных замечаний. Британский специалист по кризисам Гленис Пери [21;45] подчеркивает, что "кризис - точка пересечения множества различных явлений", поэтому малоперспективным будут:
- абсолютизация либо биологических (физиологических), либо социального факторов возникновения кризисов;
- подход к человеку как к "объекту", который «толкают, тянут или которому придают форму внешние и внутренние силы (наследственность, бедность, жизненные события, гормоны, воспоминания или эмоции)» [21;179]
Вот почему понимание и объяснение кризиса возможно лишь при анализе всей совокупности факторов (по крайней мере, большинства), воздействующих на человека, и отношение к человеку как к активному участнику своей повседневности; к человеку, осуществляющему "активное конструирование повседневной реальности". [21;179]
Давайте рассмотрим слагаемые процесса восприятия человеком окружающей действительности, которые позволят нам увидеть истоки возникновения кризиса:
1. Для того чтобы существовать в окружающем мире, мы должны иметь внутреннюю картину или образ окружающего нас мира.
2. В каждый данный момент нашего существования окружающий нас мир миллионами фрагментов информации бомбардирует наши органы чувств.
Рекомендуем посетить:
Пути преодоления агрессивного поведения и его профилактика
Тактика психотерапевтических воздействий строится в зависимости от природы агрессивного поведения ребёнка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действи ...
Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с
несовершеннолетними
В организации и проведении психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательном учреждении важно основываться на общих принципах, превращающихся в конкретном приложении в правила взаимодействия[14].
Позитивный настрой. Л ...
Структура невербального общения, краткая характеристика основных элементов
невербального общения
Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походк ...