В нашем исследовании на вопрос о том, есть ли различия между воспитанием сына и дочери, большая часть участников опроса ответила утвердительно[13]. При этом чаще всего ими отмечены различные подходы родителей в воспитании мальчиков и девочек при подготовке к семейной жизни и в прививаемых образцах поведения. Высказывая свои мнения об ожиданиях родителей в отношении своих детей, студенты Ферганского университета отмечали, что «от дочерей обычно ждут добропорядочности», а «от сыновей – поддержки в будущем»[13]. Характерным для традиционных семей является желание иметь сыновей, продолжателей рода, которые в будущем будут оказывать материальную поддержку старшим. И это желание может привести к тому, что именно сыновьям в таких семьях будет дано хорошее образование, в ущерб образованию дочерей.
Таким образом, воспитывая своих детей, родители используют готовые схемы – гендерные стереотипы, - в результате воздействия которых у мальчиков и девочек с раннего детства формируются и закрепляются черты, соответствующие нормативным представлениям о мужских и женских качествах. По мнению И. Клециной, «у мальчиков это – активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек – уступчивость, пассивность, зависимость»[17]. По данным нашего исследования девочкам обычно прививают такие качества, как воспитанность, чистоплотность, скромность, женственность, умение вести хозяйство. В мальчиках же поощряются смелость, ум, ответственность, мужественность, целеустремленность, умение постоять за себя и зарабатывать деньги[13] . Как можно увидеть, наборы прививаемых мужских и женских качеств в полной мере соответствуют стереотипам маскулинности и феминности. Они, по существу, отражают стандартные суждения о том, каким должен быть мальчик (мужчина) или какой должна быть девочка (женщина). При этом редко учитывается многообразие форм поведения и право на их существование.
Рекомендуем посетить:
Психологическое исследование: этапы, изучение состояния проблемы,
литературный обзор
Учитывая общность теоретического и эмпирического исследования, рассмотрим схему этапов, которые обычно включает психологическое исследование.
Основные этапы психологического исследования. Наиболее часто психологическое исследование включ ...
Виды планирования коррекционных занятий с детьми с нарушением речи
Планирование логопедических занятий по форме может быть календарно-тематическим, с указанием лексических тем, задач и сроков, преспективно-тематическим, где предусматривается деление учебного материала на периоды, ежедневное планирование ...
Соотношение нормальных и патологических перфекционных тенденций
Описанная реальность современного общества указывает на необходимость эмпирического изучения соотношения феноменов патологического и нормального перфекционизма и сопутствующих им синдромов психологических черт с целью лучшего понимания их ...