Неблагополучие в отношениях со сверстниками, выражающееся в низком социально-психологическом статусе в коллективе, членом которого является подросток, (особенно хроническое, длящееся годами) сказывается тяжелейшим образом на склонности к противоправному поведению. Низкий социально-психологический статус, подкрепленный неприкрытой жестокостью более благополучных в социально-психологическом плане сверстников, может стать причиной прогулов, побегов, суицида, а также противоправных деяний и преступлений.
Взаимоотношения с учителями также могут спровоцировать аддиктивное поведение. Часто наличие-отсутствие отклонений в поведении ученика зависит от взгляда учителя, который, в свою очередь, определяется уровнем его личностного и профессионального развития. При взаимодействии с педагогами можно ориентироваться на модели личности учителя, например на описанную М.Н. Мироновой:[13] «В русле гуманитарной психологии Б.С. Братусем разработана шкала личностных смыслов, имеющая поуровневое строение, и содержащая пять уровней (приведены по восходящей): почти неличностный - здесь нет личного отношения к выполняемым действиям; эгоцентрический - смысловыми устремлениями являются личная выгода, успех, престижность, удобство, все остальные люди в зависимости от этого «хорошие», или «удобные»; группоцентрический - человек идентифицирует себя с группой, главным становится успех группы, человек ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе; гуманистический - смысловые устремления общечеловеческой направленности; за каждым человеком подразумевается равенство прав, свобод и обязанностей, устремленность на создание результатов, которые принесут равное благо другим, возможно, лично ему незнакомым; Эсхатологический, или духовный, - человек решает свои субъективные отношения с Богом, другой человек в его глазах приобретает сакральную ценность как образ и подобие Божье. Помимо иерархии личностных смыслов имеется в виду интенсивность присвоения каждого из уровней. То или иное число уровней присутствует в каждом человеке, и ситуационно в тот или иной момент побеждает один из них. Но можно говорить о типичном для данного человека уровне».
У подростков, склонных к нарушению закона, как правило, непростые отношения в семье, с родителями. М. Раттер отмечает, что группу правонарушителей составляют, по большому счету, две категории детей:
1) Дети, которым не удалось усвоить какой-либо последовательной системы норм поведения;
2) Дети, у которых есть такая система, но их интересы находятся в противоречии с интересами большинства других людей.
Такой результат воспитания получается в семьях, где родители сами не в состоянии демонстрировать твердые принципы поведения и самоконтроль, либо родители демонстрируют социально-неодобряемые стандарты.
О роли семьи в формировании отклоняющегося поведения подростков написано очень много. Общепризнано, что семья – это один из ключевых факторов воспитания как героя, так и преступника. По данным Г.М. Миньковского существует только три типа семей, в который риск развития противоправного поведения относительно низкий. И целых семь типов семей, в которых риск развития девиантного, делинквентного и аддиктивного поведения остается высоким:
1) Воспитательно-слабые семьи с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
2) Воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой;
3) Воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;
4) Маргинальные: с алкоголизацией, сексуальной деморализацией и т.д.;
5) Правонарушительские;
6) Преступные;
7) Семьи с психическими отклонениями.
В любой из этих семей может быть воспитан с большой долей вероятности, правонарушитель.
Рекомендуем посетить:
Социально-психологические условия развития мотивации достижения, созданные
для учащихся гимназии
Главной задачей развития мотивации достижения у младших школьников является формирование у личности позитивной мотивационной направленности с высоким уровнем потребности в достижении успеха.
Формирование у каждого ученика высокого мотива ...
Бихевиористическое направление в психологии
Бихевиоризм (с английского языка behavior - поведение) - ведущее направление в американской психологии конца XIX-XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека животных как совокупных двигательных и сводимых к ним вербальных ...
Разрешение супружеских конфликтов
Путь разрешения конфликта может быть конструктивным и деструктивным, разрушающим нормальную структуру чего – либо. Конструктивное разрешение конфликта имеет благоприятный исход, потому что оба субъекта выходят на новый уровень отношений, ...