Отклоняющееся поведение подростков нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема. Основные причины отклоняющегося поведения людей вообще и подростков, в частности, объясняют различные теории, оформившиеся на стыке психологии, социологии, культурологии, медицины и т.д. Социально-психологические теории, объясняющие возникновение отклоняющегося поведения и социальных дезадаптаций, возникли во многом, благодаря разработкам в смежных науках. Самые ранние теоретические объяснения выдвигали биопсихологические концепции Ч. Ломброзо и У.Х. Шелдона. Ч. Ломброзо производил антропологические замеры среди преступников, содержащихся в тюрьмах, и пришел к выводу, что существует четыре типа преступников:
1) врожденные преступники;
2) преступники по страсти;
3) случайные преступники;
4) душевнобольные преступники.
Самыми опасными Ч. Ломброзо считал врожденных преступников и отмечал необходимость изолировать таких людей от общества пожизненно. Приводим элементы антропометрического описания врожденного преступника: «реденькая бородка, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли»[1]. Современные варианты биопсихологических концепций сфокусированы на аномалиях половых хромосом девианта. Но «гипотеза о врожденных для преступников хромосомных аномалиях не подтверждена».[2]
Для «лечения» преступного поведения использовали бихевиоральные методы, позволявшие «угасить» неприемлемое асоциальное поведение. От подобных методов отказались не столько из-за их негуманности, сколько из-за отсутствия предполагаемых результатов. В настоящее время цивилизованный мир относится к грубым бихевиоральным методам как к разновидностям пытки (например, США, штат Айова, решение Апелляционного суда от 1974 г.).[3]
Социологический подход учитывает социальные и культурные факторы при формировании у личности отклоняющегося поведения. Виднейшим представителем такого подхода является Э.Дюркгейм. Он обнаружил, что причиной любых девиаций (он использовал статистику самоубийств) следует считать аномию, т.е. разрегулированность, дезорганизацию в области социальных и социально-экономических норм. Э. Дюркгейм пишет: «Человек может жить вообще, и жить нормально, в частности, лишь в том случае, если его нужды находятся в соответствии со средствами их удовлетворения, а это подразумевает ограниченность последних».[4] По К. Мертону[5] девиантными формами поведения можно назвать:
1) инновацию;
2) ритуализм;
3) ретреатизм;
4)бунт.
Согласно его теории, инновацию и бунт можно представить как основы противоправного поведения.
В культурологическом ключе девиантное поведение рассматривается как субкультурное. «Девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры»[6]. Члены группы, следующие нормам, отличным от норм остального общества - и есть девианты. Нормы различных слоев общества различны (поведение низших слоев общества с точки зрения средних - может быть девиантным и наоборот). Утверждается существование девиантных ценностей в культуре, возможность научения девиантному поведению, и, даже девиантная карьера (крестные отцы, наркобароны и т.п.).
Психологические подходы разнообразны, но все они так или иначе затрагивают вопросы возникновения асоциального поведения личности. Предпосылками отклоняющегося преступного и предпреступного поведения являются возрастные кризисы, нервно-психические расстройства, умственное снижение, задержки психического развития и т.д. В связи с особой остротой вопроса, Е.А. Личко исследовал склонность к тому или иному типу девиантного поведения в зависимости от акцентуации характера у подростков, формирование которого тесно связано с социальной микросредой. Большое количество литературы посвящено исследованию проблем зависимости типа и выраженности отклоняющегося поведения (преступного поведения, алкоголизма, наркомании, побегов и бродяжничества и т.д.) от психологического климата в семье девианта и воспитательного стиля родителей.
Рекомендуем посетить:
Общая характеристика исследований
В этой главе я хочу рассказать, возможно, самую скучную «ботанированную» на ваш взгляд, часть моей курсовой работы. Зачем? А известны ли вам имена тех творческих и научно подкованных личностей, которые и изучили, и как говорится, привели ...
Стиль руководства
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Жура ...
Характеристика современного этапа в развитии отечественной специальной
психологии
Со второй половины 50-х годов получает дальнейшее развитие специальная психология, ориентированная на практику обучения детей с психическими отклонениями. Тематика исследований в данной области преимущественно была связана с изучением поз ...