Педагогическое обеспечение становления готовности старших учащихся к семейной жизни – это система помогающих действий педагога в логике 1) актуализации рефлексии учащимся ценности семейного образа жизни, 2) прямого включения учащихся в процесс расширения собственных представлений о семейной жизни и освоения навыков конструктивного поведения во взаимодействии с другими, 3) мобилизации самим учащимся приобретенного на занятиях опыта для решения жизненных задач и соответственного закрепления готовности к семейной жизни.
Концептуальные положения педагогического обеспечения становления готовности старших учащихся к семейной жизни основываются на идее саморазвития как основополагающей для создания поддерживающей и «вдохновляющей педагогики», помогающей «духовно-нравственному становлению человека, когда он сам захочет – и тогда сможет – сделать свою жизнь иной, наполненной высокими смыслами»[4].
Решение проблемы становления готовности старших учащихся к семейной жизни в большей степени зависит от раскрытия сущности феномена «становление готовности к семейной жизни», так как данное личностное новообразование, характерное для юношества, является сложным, динамичным, многогранным по содержанию и формам проявления. Термин «готовность» обозначает такой момент в процессе развития, когда человек достаточно созрел, чтобы освоить определенное поведение. Готовность становится, то есть развивается в ходе взаимодействующих и взаимообусловливающих процессов педагогического обеспечения и личностного саморазвития.
Деятельность педагогов должна быть направлена на создание ситуаций точечного взаимодействия с учащимися, при которых процесс личностного становления будет иметь личностно-ориентированный характер и будет протекать самостоятельно, обеспечивая накопление учащимися положительного личностно-значимого опыта, анализируя который, они будут постоянно утверждаться в ценности семейного образа жизни.
Выбор раннего юношеского возраста для педагогического обеспечения становления готовности к семейной жизни обусловлен несколькими причинами.
Во-первых, в связи с тем, что ранний юношеский возраст является началом включения молодого человека в самостоятельное освоение всего многообразия явлений окружающей действительности. И хотя обучение как элемент этой действительности по-прежнему присутствует, оно носит уже другой характер.
Во-вторых, именно в этот возрастной период приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая позволяет человеку в известной мере быть способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности и служит надежной основой его дальнейшего развития.
В-третьих, данный возрастной диапазон определен как очень важный, а во многом и решающий период в психическом развитии ребенка, особенно в формировании его личности. Исследуемый возраст – решающий период в формировании личности будущих мужчин и женщин.
Специфика задач, стоящих в настоящее время перед системой образования в целом, а также особенности становления готовности к семейной жизни обусловили выбор взаимосвязанных факторов, обеспечивающих действенность и успешность становления готовности к семейной жизни. Анализ работ Кериг П. К., Кона И.С. и др., в которых убежденность определяется как направленность личностной позиции, позволяет нам вывести первый важный фактор становления готовности к семейной жизни – убежденность в ценности семьи.
Опираясь на концепции В.Г. Алексеева и др., в которых потребность в преобразующей деятельности выделяется как ведущая характеристика человека, влияющая на процессы творческого самовыражения и личностного роста, созревания рефлексивных способностей, мы выводим второй фактор, способствующий эффективному становлению готовности старших учащихся к семейной жизни, – способность учащихся к творческому восприятию, пониманию, преобразованию действительности и самого себя в ней.
Анализируя работы педагогов-классиков К.Н. Вентцеля, Я. Корчака, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского[5] и др., а также педагогов-современников О.С. Газмана, Е.В. Бондаревской, Л.Н. Куликовой, В.В. Серикова[6] и др., рассматривающих организацию педагогически целесообразной среды воспитания, в условиях которой возможно духовно-нравственное саморазвитие, мы вывели третий фактор исследуемого нами процесса – ориентированность образовательно-воспитательного процесса психолого-педагогического отделения на личностное развитие старшего учащегося.
Взаимообусловленность и взаимодействие названных факторов является основой для становления готовности старших учащихся к семейной жизни.
Становление готовности к семейной жизни – это сложный интегративный процесс, вбирающий в себя множество спонтанных и, при желании, волевых усилий не только самой личности, но и ее окружения. Следовательно, должны быть созданы социально-педагогические условия, активизирующие процесс становления готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра.
Рекомендуем посетить:
Супруг остается один в результате развода
Трудности прохождения этапа развития семьи, когда дети покидают дом и супруги снова остаются вдвоем отражает увеличение количества разводов в этот период. Это может быть связано с разочарованием супругов друг в друге, актуализацией нереше ...
Теории социальной идентичности
Эта идея получила свое первоначальное оформление в теории социальной идентичности Х.Тэджфела — в идее существования определенного социально-поведенческого континуума, на одном полюсе которого локализованы формы межличностного взаимодейств ...
Переговоры на основе интересов
Альтернативой позиционному торгу является стратегия ведения переговоров на основе интересов. В отличие от позиционного торга, который ориентирован на конфронтационный тип поведения сторон, переговоры на основе интересов являются реализаци ...