Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. [46, c.19].
Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. Все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении и помочь ему преодолеть их. Это прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания - с неумением правильно определять корни слов, а, значит, и подбирать проверочное слово.
Проблема здесь в том, что эти пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже профессиональному педагогу, поскольку этот пробел нередко скрывается за другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно обратить внимание на то, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения “трудного” задания. Для того чтобы выяснить это, можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает [23, c.74].
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти.
Надо сказать, что пятый класс очень благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других [12, c.78].
Поскольку в жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, развитие этих процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале и в ситуации, отличной от учебной, что успешно могут делать и родители.
Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества троллейбусов и предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
Вместе с тем важно иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную задачу. Поэтому необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приблизить ситуации к учебной, поставив это как специальную задачу.
И наконец, причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.
Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему [28, c.146].
Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания (а если вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением, то задача представляется еще более простой).
Рекомендуем посетить:
Научно-методическая основа организации деятельности специального психолога и
оказания психологической помощи детям
Основная цель школьной психологической службы - способствовать психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает: а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функциониров ...
Типы конфликтов и способов поведения в них.
Существует множество классификаций типов конфликтов в зависимости от их оснований.
По форме проявления конфликты можно разделить на два вида: агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые).
Для аогнистических конфликтов ...
Типы адаптированности личности к браку.
Комбинация способностей, вернее и точнее, степень их развитости и наличия дает возможность выделить определенные типы личностей:
1) Высокоадаптированные;
2) Среднеадаптированные;
3) Низкоадаптированные;
4) Дезадаптированные.
Высокоад ...